ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0086CB263425BB6562389082A7AC04734D
Владелец: Демих Елена Борисовна
Действителен: с 09.01.2025 до 04.04.2026
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Планируемые результаты.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Модуль 1. «Хореография»
- цель
- задачи
- учебно-тематический план
- содержание учебного плана
- планируемые результаты
1.4.2. Модуль 2. «Актѐрское мастерство»
- цель
- задачи
- учебно-тематический план
- содержание учебного плана
- планируемые результаты
1.5. Воспитательный компонент программы.
- цель воспитания
- задачи воспитания
- результат воспитательной работы
- планируемый результат реализации программы воспитания
- работа с коллективом обучающихся
- работа с родителями
- Календарный план воспитательной работы на 2025 -2026 уч. год
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы:
- материально – техническое обеспечение
- перечень оборудования
- интернет - ресурсы
- кадровое обеспечение
2.3. Формы контроля (аттестации)
2.2. Методическое обеспечение
3. Список литературы
4. Приложения
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вихри
позитива» реализуется в рамках художественной направленности. Развитие творческой
личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач
современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение
детей к искусству не только через танец, но и актерское мастерство.
Уровень программы: базовый.
Актуальность программы: программа «Вихри позитива» создана для творческой
группы наиболее одаренных и подготовленных выпускников, прошедших полный курс
обучения по программе «Театр танца «Позитивчики»», и изъявивших желание
продолжить занятие этим видом творчества. Чтобы развить свои творческие
способности, усовершенствовать технические умения и навыки хореографии,
совершенствовать навыки актерского мастерства для создания танцевальных миниатюр
и больших хореографических спектаклей. Учащийся программы – личность творческая,
обладающая хорошим художественным вкусом, знает выразительные средства музыки и
танца, различает жанры хореографии, умеет грамотно и музыкально исполнять все
основные движения. Таким образом, программа деятельности творческой группы
направлена на совершенствование исполнительского мастерства учащихся, умения и
навыки которого были получены ранее и организована продуктивная творческая
деятельность. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности учащихся,
неповторимой индивидуальности, направлена на воспитательно - образовательную
работу с детьми, основана на психологических особенностях развития обучающихся
разного возраста, что предполагает успешную социализацию, каждого ребенка в
обществе. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью
социализации детей в современном мире, заказом родителей.
Новизна программы: Программа ставит перед собой задачи не только достичь знания в
области хореографии, но и раскрыть актѐрское мастерство у обучающихся детей в
театральном искусстве.
Отличительная особенность программы: Программа включает в себя 2 основных
направления работы: хореография и актѐрское мастерство. Это дает ребенку
возможность освоить одновременно театральное и хореографическое искусства.
Программа рассчитана на детей 10 – 14 лет, ориентирована на проявление и развитие
творческих способностей каждого ребенка и построена с учетом возрастных
особенностей данного периода.
Возрастные особенности: У детей этого возраста (10 -14 лет) Прозанимавшись в
школе несколько часов, дети утомляются и на занятиях по танцу они получают
эмоциональную, психологическую разрядку. Слабость мускулатуры и гибкость костей
могут привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Двигательный аппарат
ребенка недостаточно окреп, что вызывает необходимость внимания к дозировке
упражнений. Внимание детей еще не устойчиво. Они легко отвлекаются, легче
воспринимают конкретный материал, живой образ для них ближе, нежели отвлеченные
понятия. Игра в процессе занятия представляется естественной. Их эмоции ярки и
проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте дети жизнерадостны и
доверчивы. Они еще похожи на детей 5-6 лет, хотя физически более крепкие, быстрее
понимают, лучше запоминают. На уроке разучивается больше танцевальных движений, в
отличии 5-6 летних, где основу занятий составляют игровые ситуации, а танец еще не
стал главным. Именно для этого возраста и разработана программа «Вихри позитива».
Программа имеет модульную структуру:
1 модуль: Хореография. Объѐм часов составляет 1год обучения – 144 часа, занятия
проходят 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю), один акад. час - 40 мин., срок
реализации – 1 год.
2 модуль: Актерское мастерство. Объѐм часов составляет 1год обучения– 72 часа,
занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа (2 часа в неделю), один акад. час - 40 мин.,
срок реализации – 1 год.
Особые условия реализации программы: Данной программой предусмотрено только
параллельное освоение модулей. На программу зачисляются дети,
обладающие
начальными знаниями, умениями и навыками в области хореографического искусства. В
объединение принимаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Форма обучения по программе в обоих модулях – очная. Репетиционный процесс
организуется в рамках постоянного расписания. Наполняемость группы 10-15 человек.
Данная программа доступна для реализации детям с ОВЗ. Для одаренных
детей предусмотрено освоение программы по индивидуальному образовательному
маршруту (см. Приложение 1).
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
может быть реализована в рамках электронного обучения, с использованием
дистанционных образовательных технологий на различных цифровых платформах
Skype, Zoom, WhatsАpp, в социальных сетях - VKontakte, Мах, Сферум.
В учебном плане темы занятий и количество часов изменяться не будут.
Формами аттестации в условиях дистанционного обучения являются:
фото и
видеоотчеты, собеседование в режиме видеоконференции.
Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность образовательной
программы состоит в том, что каждый ребенок, овладев хореографическими знаниями,
умениями и актерскими навыками сможет применить их в дальнейшем при создании
индивидуального творческого продукта.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у воспитанников танцевально-театральной культуры,
на основе активного включения детей в творческую деятельность сферы
хореографического искусства.
Задачи программы:
Предметные:
сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных
навыков для разных видов искусства;
сформировать навыки творческой деятельности;
формировать целостное представление об искусстве.
Метапредметные:
развивать способность активного восприятия искусства;
способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к
искусству.
Личностные:
сформировать способность самостоятельного освоения художественных
ценностей;
развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
создать условия реализации творческих способностей.
1.3. Планируемые результаты:
Предметные:
- сформировано целостное представление об искусстве;
- сформированы навыки творческой деятельности;
- закреплены основы актерского мастерства и получены новые знания;
- сформированы на достаточном уровне артистические навыки в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- развито и расширено представление о понятиях, общих и специальных навыков для
разных видов искусства.
Метапредметные:
- развиты основы художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
- развита способность активного восприятия искусства;
- сформировано целостное мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Личностные:
- созданы условия для реализации творческих способностей;
- улучшены память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
- сформирована способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
- сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
1.4. Содержание программы.
1.4.1. Модуль 1 «Хореография» (144 часа)
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к искусству
хореографии.
Задачи:
Предметные:
- обучить выполнению партерной гимнастики;
- обучить исполнению хореографических этюдов в группе;
- привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в
движении;
- обучить правильной осанке;
- обучить постановке корпуса при выполнении упражнений и движений;
- обучить выполнению простых акробатических упражнений;
- обучить позициям ног, рук, головы в классическом танце;
- обучить простым прыжковым комбинациям;
- обучить пользоваться простейшей танцевальной терминологией;
- привить им интереса к искусству танца;
- формировать необходимые исполнительские знания, умения и навыки;
- формировать знания о здоровом образе жизни (сохранении здоровья, режима дня,
гигиены).
Метапредметные:
- развивать мышление, воображение, активность;
- развивать навыки выразительности, пластичности, грации и изящества движений;
- развивать мышечную силу, гибкость, ловкость и выносливость;
- развивать элементарные представления об организации постановочной и концертной
деятельности;
- развивать интерес к классическому танцу и хореографическому творчеству;
- развивать танцевально-ритмической координации движений и устойчивости;
- развивать хореографическую память;
- развивать пластику, силу, гибкость при работе разных групп мышц;
- развивать музыкальные способности: слух, ритм, внимательность и музыкальность.
Личностные:
- воспитывать ответственность и добросовестное отношение к делу;
- воспитывать культуру и эстетику обучающихся средствами хореографического
искусства;
- формировать нравственные качества обучающихся;
- формировать творческую личность;
- формировать танцевальную культуру;
- воспитывать выносливость, терпение, трудолюбие;
- воспитывать коммуникабельность;
- воспитывать ответственность, силу воли, дисциплину.
Учебно - тематический план. 1-й модуль «Хореография»
№
Название раздела, темы
Количество
часов всего
Теория
Практика
Формы контроля
1
Ритмика
24
5
19
2
Партерная
гимнастика.
Координация,
ловкость, баланс
Танцевальные
комбинации и этюды.
26
5
21
26
6
20
18
5
13
Наблюдение, контрольные
упражнения.
Наблюдение, контрольные
упражнения.
Наблюдение, контрольные
упражнения.
Наблюдение, контрольные
упражнения.
Наблюдение, контрольные
упражнения
3
4
5
6
Словарь
танцевальных
движений
Постановки,
репетиции.
16
5
11
32
2
30
Наблюдение, контрольные
упражнения.
7
Концертная
деятельность.
Итого:
2
0
2
144
28
116
Выступления перед
родителями.
Содержание учебного плана. 1-й модуль «Хореография»
Раздел 1. «Ритмика»
Теория: понятия – координация, ритм, ритмопластика, ритмический рисунок,
музыкальный размер и т.п.. Точки зала. Позиции рук, ног, головы, корпуса.
Практика: растяжка. Упражнения на ориентирование в пространстве. Упражнения на
постановку корпуса, ног, рук. Упражнения на натянутость ног. Упражнения на гибкость
и улучшение эластичности мышц. Дифференцированные упражнения на «растягивание»
позвоночника (профилактика сколиоза). Прыжки. Бег. Танцевальные элементы.
Форма контроля: Наблюдение, контрольные упражнения.
Раздел 2. «Партерная гимнастика»
Теория: объяснение правильного выполнения упражнений в партере.
Практика: правильное выполнение упражнений в партере детьми.
Форма контроля: Наблюдение, контрольные упражнения.
Раздел 3. «Координация, ловкость, баланс»
Теория: Особенности развития координации у детей.
Практика: Комплекс упражнений на развития координации. Методы и приемы
координации у актеров и танцоров. Упражнения для развития равновесия.
Форма контроля: Наблюдение, контрольные упражнения.
Раздел 4. «Танцевальные комбинации и этюды»
Теория: объяснение исполнения танцевальных комбинации и этюдов.
Практика: самостоятельное выполнение танцевальных комбинации и этюдов.
Форма контроля: Наблюдение, контрольные упражнения.
Раздел 5. «Словарь танцевальных движений»
Теория: объяснение правильного выполнения танцевальных движений.
Практика: правильное выполнение движений детьми.
Форма контроля: Наблюдение, контрольные упражнения.
Раздел 6. «Постановки, репетиции»
Практика: самостоятельное проигрывание и отработка хореографической постановки
на сцене.
Форма контроля: Наблюдение, контрольные упражнения.
Раздел 7. «Концертная деятельность»
Практика: показ результатов работы на сцене.
Форма контроля: постановки перед родителями
Планируемые результаты. 1-й модуль «Хореография»:
Предметные:
- обучающиеся выполняют партерную гимнастику;
- обучающиеся исполняют хореографические этюды в группе;
- умеют слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;
- научены правильной осанке;
- научены постановке корпуса при выполнении упражнений и движений;
- привит интерес к искусству танца, к художественному просвещению обучающихся;
- сформированы необходимые исполнительские знания, умения и навыки;
- сформированы знания о здоровом образе жизни (сохранении здоровья, режим дня,
гигиены).
Метапредметные:
- развито мышление, воображение, активность;
- развиты навыки выразительности, пластичности, грации и изящества движений;
- развита мышечная сила, гибкость, ловкость и выносливость;
- развиты элементарные представления об организации постановочной и концертной
деятельности;
- развит интерес к классическому танцу и хореографическому творчеству;
- развита танцевально-ритмическая координация движений и устойчивости;
- развита хореографическая память;
- развита пластика, сила, гибкость при работе разных групп мышц;
- развиты музыкальные способности: слух, ритм, внимательность и музыкальность.
Личностные:
- развита ответственность и добросовестное отношение к делу;
воспитана культура и эстетика обучающихся средствами хореографического искусства;
- сформированы нравственные качества обучающихся;
- сформирована творческая личность обучающихся;
- сформирована танцевальная культура;
- развита выносливость, терпение, трудолюбие;
- развита коммуникабельность;
- развита ответственность, сила воли, дисциплина.
1.4.2. Модуль 2 «Актѐрское мастерство» (72 часа)
Цель: развитие у обучающихся творческих способностей, речевой и сценической
культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
Предметные:
- сформировать простейшие образно-выразительные умения, научить имитировать
характерные движения сказочных животных;
- обучить элементам художественно-образных выразительных средств (интонация,
мимика, пантомимика).
Метапредметные:
- сформировать опыт социальных навыков поведения, создать условия для развития
творческой активности детей;
- развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи,
интонационный строй, диалогическую речь.
Личностные:
- формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
- научить навыкам конструктивного общения со взрослыми и сверстниками;
- научить адекватно реагировать на неудачи и правильно воспринимать ситуацию
успеха.
Учебно – тематический план. 2-й модуль «Актерское мастерство»
№
Название раздела, темы
Количество
часов всего
Теория
Практика
1
Актерское мастерство
40
2
38
Театральные этюды
2
Сценические этюды
30
2
28
Игровой тест
3
Концертная
деятельность
Итого:
2
0
2
Выступления перед
родителями.
72
4
68
Формы контроля
Содержание учебного плана. 2-й модуль «Актерское мастерство»
Раздел 1. Актерское мастерство.
Теория: «Что такое актерское мастерство?», «Кто такой актер?», «Роль на сцене?»
Практика. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти,
произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность
жестов.
Форма контроля: театральные этюды.
Раздел 2. Сценические этюды.
Теория.
«Что
такое
сценический
этюд?»
Их
виды
и
структура.
Практика. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными
обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игрдраматизаций.
Форма контроля: театральные этюды
Раздел 3. Концертная деятельность.
Практика: демонстрация постановки перед родителями.
Форма контроля: театральный этюд.
Планируемые результаты. 2-й модуль «Актерское мастерство»:
Предметные:
- обучающиеся научены элементам художественно-образных выразительных средств
(интонация, мимика, пантомимика);
- сформированы простейшие образно-выразительные умения, имитируют характерные
движения сказочных животных;
- сформированы на достаточном уровне артистические навыки в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- умеют выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение), правильно выполняют цепочки простых физических действий;
- сочиняют театральные этюды.
Метапредметные:
- созданы условия для развития творческой активности обучающихся, участвующих в
театральной деятельности;
- развит интерес к театрально-игровой деятельности;
- увеличены словарь обучающихся, звуковая культура речи, интонационный строй,
диалогическая речь.
Личностные:
- сформирована способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
- научены навыкам конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.
1.5. Воспитательный компонент программы.
Цель воспитания:
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
- сопровождать профессиональный выбор, помочь ребѐнку ответить на вопрос: кем
быть.
Результат воспитания:
- развитие самосознания учащихся;
- формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной
ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
- развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного
межличностного взаимодействия;
- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков
разрешения межличностных конфликтов;
- укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к
реальности.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
- активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывают помощь членам коллектива, находят с ними общий язык и общие интересы.
Работа с коллективом обучающихся
Работа с коллективом обучающихся детского объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
- организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические
беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий
в течение учебного года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания
детей.
Календарный план воспитательной работы
на 2025 – 2026 учебный год
Педагоги дополнительного образования Антропов И.А., Мишина А.Н.
«Учебное занятие»
№
Мероприятие
Задачи
Сроки
проведения
Понимание ценности знаний сентябрь
и практических навыков,
стремление к
самосовершенствованию,
май
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного и
рационального мышления
1
Посвящение в
кружковцы
2
Отчетный концерт
1
«Детское объединение»
«Здравствуй, школа!», Содействие развитию сентябрь
концерт ко Дню
творческой активности
Примечание
знаний
2
3
обучающихся, участие
в
жизни
ЦРТДЮ,
самореализация.
Участие в VI
открытом городском
хореографическом
фестивале «Танцы без
правил»
Спектакль
«Волшебная Ёлочка»
ноябрь
4
Рождественский
спектакль
январь
5
Рождественский
поход
Участие в открытом
региональном
фестивале смешанных
жанров
«Калейдоскоп»
Масленица
январь
6
7
8
9
10
1.
Концерт «Давайте
делать добро»
Мисс Дюймовочка
Участие в концертноигровой программе
«Кнопка и Ириска в
городе С.»
08.09.
День памяти жертв
блокады
Ленинграда
Участие в
спектакле
совместно с
другими
коллективами
ЦРТДЮ
Участие в
спектакле в ДК
г.Сортавала
Поход на каток и
участие в конкурсе
декабрь
январь
СКМЦ г.Сортавала
февраль
март
апрель
июль
«Воспитательная среда»
СЕНТЯБРЬ
Дать преставление о поведении
фашистов на оккупированных
территориях; формировать
активную жизненную позицию;
воспитывать непримиримое
отношение к фашизму и
неофашизму; способствовать
формированию гордости за
людей, которые сумели выстоять
и победить в годы Великой
Отечественной войны; развивать
творческие способности
Участие в
мероприятии
ЦРТДЮ
Участие в концерте
ЦРТДЮ
Участие в конкурсе
и концерте (ДК
г.Сортавала)
День города, парк
Ваккосалми
Беседа с
обучающимися
учащихся.
2.
3.
01.10.
Международный
день пожилых
людей
05.10.
День учителя
4
23.11.
День матери в
России
5
03.12.
День неизвестного
солдата
6.
27.01.
День полного
снятия блокады
Ленинграда
7.
23.02.
День защитников
Отечества
8
09.05.
День Победы
ОКТЯБРЬ
Воспитание у учащихся чувства
уважения, внимания, сострадания,
отзывчивости, чуткости к
пожилым людям.
Воспитание нравственной
культуры учащихся,
уважительного отношения к
педагогам, взаимопониманию и
терпимости.
НОЯБРЬ
Воспитание у учащихся чувства
уважения, внимания, сострадания,
отзывчивости, чуткости к близким
людям.
ДЕКАБРЬ
Расширить представления
учащихся о героизме советского
народа; раскрыть величие победы,
пробудить чувство гордости за
свой народ и свою армию,
воспитать готовность продолжать
героические дела своих отцов и
дедов; уважительное отношение к
старшему поколению.
ЯНВАРЬ
Пробудить в детях чувство
сострадания
и
гордости за
стойкость своего народа в период
блокады
Ленинграда
и
на
протяжении
всей
Великой
Отечественной войны с помощью
подготовки
экскурсии
для
школьного музея.
ФЕВРАЛЬ
Воспитывать чувство
патриотизма;
развивать ловкость и
сообразительность.
МАЙ
Воспитание
у
учащихся
благодарной памяти о простых
советских людях, победивших
фашизм, чувства гордости за свою
страну. Воспитание честности,
благородства,
сострадания.
Содействовать
воспитанию
Участие в концертах,
посвященных Дню
учителя и Дню
пожилого человека
«Чтобы сердце и душа
были молоды»,
«Душою молоды
всегда» (ДК пос.
Хелюля, Хаапалампи
Участие в концерте,
посвященном Дню
матери (ДК пос.
Хаапалампи)
Беседа с
обучающимися
Беседа с
обучающимися
Беседа с
обучающимися
Беседа с
обучающимися,
участие в шествии
Бессмертного полка
9
10
1.
2.
3.
1.
2.
3.
01.06.
День защиты детей
12.08.
День
государственного
флага
патриотизма и любви к своей
«малой» Родине.
ИЮНЬ
Содействие развитию творческой
активности обучающихся,
самореализация
АВГУСТ
Содействовать воспитанию
патриотизма и любви к своей
«малой» Родине.
Участие в концерте
«Подарим радость
детям» (сквер на пл.
Кирова)
Участие в концерте (у
городского суда)
«Работа с родителями»
Организационное
Знакомство родителей с целями и задачами сентябрь
родительское
обучения по данной ДООП, особенностями
собрание «Будем
организации учебного процесса, режимом
знакомы»
работы и учебным графиком
Индивидуальные
Решение
вопросов
социального
и в течение
консультации для
педагогического характера
учебного
родителей
года
Открытые занятия Знакомство родителей с промежуточными декабрь,
для родителей
результатами работы объединения
апрель
«Профилактика»
Первичный
Повышение
уровня
конструктивного сентябрь
инструктаж по ТБ,
поведения обучающихся
правилам пожарной
безопасности,
поведению на
дорогах, поведению
при угрозе ЧС и
теракта
Проведение учений Повышение уровня конструктивного
октябрь
по эвакуации при ЧС поведения обучающихся
Повторный
Повышение уровня конструктивного
декабрь
инструктаж по ТБ,
поведения обучающихся
правилам пожарной
безопасности,
поведению на
дорогах, поведению
при угрозе ЧС и
теракта
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Сроки реализации,
Сроки реализации модуля (предмета), количество
количество учебных
недель
02.09.202531.05.2026
36 недель
часов в неделю
Модуль 1
2.09.2025 30.12.2026
4 часа в неделю
Режим занятий
Модуль 2
12.01.2025 31.05.2026
2 часа в неделю
1 занятие по 2 часа
(ак. час 40 мин)
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия по программе проводятся в хореографическом зале, оборудованном
хореографическими станками и настенными зеркалами, и в учебном кабинете с
использованием специальной ростовой мебели, отвечающим требованиям СанПиН.
Перечень оборудования:
стулья
столы
костюмерная
шкафы для хранения костюмов, реквизита
дидактического материала
ширма.
ноутбук (1 шт.)
колонки (2 шт.)
зеркала
магнитофон
фонотека с записями фонограмм к репертуарным танцам
коврики, скакалки и мячи.
Интернет-ресурсы:
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии- http://ru.wikipedia.org
2. Каталог спортивных организаций http://sportschools.ru
3. Сайт посвящен хореографам и танцорам www.horeograf.com.
4. Методические и дидактические разработки по хореографии
http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html.
5. Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах,
методические пособия для педагога – хореографа http://horeograf.ucoz.ru/blog.
6.
Великие танцоры, хореографы и балетмейстеры
http://purpeulybka.ucoz.ru/load/velikie_tancory_khoreografy_i_baletmejstery_komp
lekt_ plakatov/1-1-0-3.
7. Танец от древнейших времен до наших дней: виртуальная галерея
http://www.gallery.balletmusic.ru
8.
9.
Балетная и танцевальная музыка http://www.balletmusic.ru
Новосибирский государственный хореографический колледж
http://nghk-nsk.ru
10. Журнал «Балет» http://www.russianballet.ru
11. Хореографическое искусство. Государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования (базовый уровень)
http://window.edu.ru/resource/438/51438
12. Искусство танца (по видам). Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего профессионального образования
http://window.edu.ru/resource/348/75348
13. Национальная Академия Современной хореографии http://sov-dance.ru/
14. Хореографическое искусство. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования
http://window.edu.ru/resource/133/74133
15. Хореографическое исполнительство. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования
http://window.edu.ru/resource/648/73648
16. Хореографическое искусство. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования
http://window.edu.ru/resource/647/73647
17. Маленькая балетная энциклопедия http://www.ballet.classical.ru/
18. Сайт «Драматешка» http://dramateshka.ru
19. Сайт «Ремарка» https://remarka-drama.ru/texts/6900/
группа ВК Dancehelp.ru – вебинары, обмен мнениями в чатах по теме
хореографии
группа ВК Horeograf.com - вебинары, обмен мнениями в чатах по теме
хореографии
Кадровое обеспечение:
Дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую
программу
художественной направленности «Вихри позитива» реализует талантливый,
эрудированный, творчески работающий педагог, имеющий большой практический опыт
в области работы с детьми, имеющий свою педагогическую систему, в основе которой
лежит личностно-ориентированный подход в обучении, направленный на раскрытие
индивидуальных
способностей
обучающегося,
имеющий
профессиональное
образование. Систематически проходит курсы повышения квалификации.
2.3. Формы контроля (аттестации)
С целью отслеживания уровня освоения детьми содержания программы,
динамики субъектного отношения к творчеству проводится диагностический контроль,
который осуществляется на начало года (стартовый контроль), промежуточная
диагностика в середине года
и в конце года (итоговый контроль).
Диагностика проводится в виде методик, способов и форм отслеживания
результатов и направлена на решение целого ряда взаимодействующих задач:
- выявить в какой степени ребенок освоил содержание программы;
- выявить степень освоения хореографических и актѐрских умений и навыков;
выявить
творческие
способности
у
детей.
Стартовый и итоговый контроль проводится в виде анкетирования и тестирования
детей, родителей и позволяет определить мотивы и интересы анкетируемых на начало и
конец года, отношение их к творчеству. Диагностика предполагает отследить освоение
детьми предметных знаний, практических навыков и коммуникативных умений,
применение знаний на практике. Программой обучения предусмотрена проверка знаний
о хореографии и актѐрского мастерства. Программа обучения включает в себя проверку
знаний основных понятий и терминов, владение практическими навыками применения
знаний
на
практике.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в
постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоговые занятия по
каждому разделу в календарном учебном плане, через разноплановые контрольные
формы работы: игровые тесты, танцевальные этюды, наблюдение, контрольные
упражнения.
Методы диагностического контроля: тестирование, исполнение танцевальных этюдов и
контрольных
хореографических
упражнений,
проведение
наблюдения.
Контроль осуществляется в течение года на занятиях, а также на выступлениях и
конкурсах
по
хореографическому
искусству.
*Используемые тесты для оценивания результатов усвоения программы представлены в
Приложении №2.
2.4. Методическое обеспечение
Основные формы и методы обучения: Постоянный поиск новых форм и методов
организации образовательного процесса позволяет осуществлять работу с детьми, делая
ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Программа предусматривает использование в учебном процессе различных форм,
методов, технологий.
Методы обучения: словесный, наглядный, прослушивание музыки, практический
(танцевальные движения, упражнения, тренинги), объяснительно-иллюстративный,
метод создания ситуации успеха.
Форма организации образовательного процесса: групповая
Формы организации учебного занятия: репетиционное практическое занятие,
публичные выступления; теоретические занятия – беседа с использованием
иллюстративного материала, показ видеоматериалов; конкурсы.
Программа предполагает индивидуальный подход, как при обучении, так и при
организации образовательного процесса для детей с ослабленным здоровьем или
низкими музыкальными способностями возможно проведение занятий по щадящему
режиму, которые помогают освоению образовательной программы и социальной
адаптации детей в коллективе.
Методы воспитания: убеждение, мотивация, поощрение, беседа.
Педагогические технологии:
1) технология уровневой дифференциации предполагает деление ученического
коллектива на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для овладения
программного материала на различных уровнях.
2) коллективный способ обучения (авт. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) применяется при
проведении практических работ, творческих занятий, при повторении и систематизации
изученного. Это способствует сплочению малых групп, развитию коммуникативных
навыков.
3) технология педагогического сотрудничества. Данная технология позволяет
активизировать психолого-педагогические основы обучения, разнообразить отношения
участников образовательного процесса. Основана на личностной ориентации
педагогического процесса.
4) технология педагогической поддержки (О.С. Газман) является основой для
личностно-ориентированного подхода. В широком подходе это создание благоприятной
среды для развития личности. В узком смысле это помощь педагога, его содействие в
решении проблем воспитанника.
5) игровые технологии с элементами здоровьесберегающих. Участие обучающихся в
играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к
успеху. Развивается воображение и фантазия, быстро запоминается информация и
пройденный материал. Дидактические игры делают занятие более насыщенным и
интересным, повышают эмоциональный настрой.
*Дидактические материалы по организации учебного процесса представлены в
Приложение №3.
3. Список литературы
Для педагога:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М.: Просвещение, 2008 г.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.: Просвещение, 2006 г.
Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия.- М:Просвещение, 2006 г.
Календарь знаменательных дат. -М: Культурная инициатива, 2009 г.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. -М.: Просвещение, 2010 г.
Михалевич А.Е.О красноречии в шутку и всерьез. - М.: Просвещение, 2009 г.
Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. - М: Просвещение 2008 г.
Сорокина Г.И.Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Учебник.М.,Просвещение, 2000 г.
Станиславский К.С. Собр. соч. в 9-ти томах, том 3.- М.: Просвещение, 1990 г.
Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 2002 г.
Школьная риторика для 5-7 классов под ред. Т.А.Ладыженско-М.: Просвещение, 2002 г.
Барышникова Т. «Азбука хореографии». – Москва, Ральф, 2001
Барышникова Т. «Азбука хореографии». – Санкт-Петербург, 1996
Ерохина О.В. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребѐнка» - Ростов-на-Дону,
Феникс, 2003
Для детей:
1. Александрова Э.Б. Люблю театр! -М.: Детская литература, 2006 г.
2. Крылатые слова.- М.: Детская литература, 2005 г.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература, 2009г.
4. Мир профессий. Человек – художественный образ. -М.: Молодая гвардия, 2011 г.
5. Пословицы русского народа. В.И. Даль.-М.: Художественная литература, 2009 г.
6. Периодические издания для школьников: «Диагональ». «Колокольчик» и др.
7. Амиргамзаева О.А., Усова Ю.В. «Самые знаменитые мастера балета России». –
Москва, Вече, 2004
8. К. Касл. Детская энциклопедия «Балет» - Москва, ООО «Издательство Астрель»,
ООО «Издательство АСТ», 2001
9. Н. Мамаева «Солисты оперы и балета большого театра СССР». – Москва,
«Советская Россия», 1980
10. Н. Рославлева «Майя Плисецкая». – Москва, «Искусство» 1968
11. Элла Бочарникова, Галина Иноземцева «Тем, кто любит балет». - Москва,
«Русский язык» 1987
Приложение №1
Индивидуальный учебный план
______________________________________________________________________
(фамилия, имя обучающегося)
по освоению
____________________________________________________________________________
(наименование образовательной программы)
на 20__ - 20__ учебный год в группе_______________
дисциплины
(модули)
трудоемкость (кол-во
количество
кол-во
Формы
ак.ч. по программному
академических часов с
часов в
промежуточной
учебному плану)
учетом
индивидуализации
неделю
аттестации
всего теория практика
всего теория практика
Педагог_______________ /___________/
Приложение №2
Оценочные материалы
Контрольный опросник знаний, умений, навыков компетентностей обучающихся в
области хореографии (младшая группа).
Тест представляет собой небольшой экзамен по хореографии.
Он содержит в себе теоретическую и практическую части. На прохождение теста дается
определенное время. Тест, включает в себя вопросы по хореографии, которые были
изучены детьми по программе.
В теоретической части необходимо обвести правильный ответ в кружочек.
Практическая же часть требует подготовки по каждому вопросу.
Примечание: Внимательно прочитать вопрос, подумать и сформулировать свой ответ.
Теория. Выберите верные варианты ответов:
Задание – тест «Пластика»
Бланк аттестации учащихся (входящий, промежуточный и итоговый контроль)
Диагностика уровня освоения программы
1. Что такое танец?
- Это – вид народного творчества;
- Это – ритмичные, выразительные движения человеческого тела;
- Это – основной язык балета.
2. Как с греческого переводится «Хореография»?
- Писать танец;
- Последовательное выполнение движений;
- Выразительность.
3. Назовите все виды танца:
- Классический, народный;
- Классический, историко-бытовой;
- Классический, народный, историко-бытовой.
4. В переводе с итальянского слово «балет» означает:
- Пою;
- Танцую;
- Играю;
- Рисую;
- Рассказываю.
5. Основой в хореографии является:
- Народный танец;
- Бальный танец;
- Классический танец;
- Современный танец;
- Историко-бытовой танец.
6. Сколько позиций рук в классическом танце?
- 4;
- 3;
- 5.
7. Сколько позиций ног в классическом танце?
- 6;
- 4;
- 5.
8. Что выражает народный танец?
- Красоту каждого народа;
- Стиль и манеру исполнения каждого народа;
- Манеру каждого народа.
9. К какому танцу относятся эти движения «переменный шаг», «припадание»?
- Народный танец;
- Современный танец;
- Классический танец.
10. Обувь балерины?
- Балетки;
- Джазовки;
- Пуанты.
11. Как называется балетная юбка?
- Пачка;
- Зонтик;
- Карандаш.
12. Урок хореографии начинается и заканчивается:
- Речевым приветствием;
- Ритмическими упражнениями;
- Поклоном;
- Играми организующего порядка;
- Музыкальными заданиями.
13. Что такое реверанс в хореографии?
- Прыжок;
- Вращение;
- Поклон.
14. Нагрузка на разные группы мышц в течение урока должна быть:
- Неравномерной;
- Усиленной;
- Равномерной;
- Облегченной;
- Нагрузки не должно быть;
15. Сколько точек в хореографическом пространстве зала?
- 6;
- 7;
- 8.
16. Принцип изучения комбинаций, танцев:
- От простого к сложному;
- От сложного к простому;
- Только простые элементы;
- Только сложные элементы;
- Только характерные элементы.
17. Подчеркни, что здесь лишнее (рисунки танца):
- «Линия», «Колонна», «Диагональ»,
- «Лягушка», «Угол», «Мостик»;
- «Круг», «Змейка», «Галочка»
18. Отметьте, что правильно (упражнения выполняемые в разминке по кругу):
- «Прыжки», «Ходьба на носочках», «Ходьба на пяточках»;
- «Ходьба носочки, пяточки», «Подъем колена», «Броски ногами»;
- «Маленькое приседание», «Большое приседание», «Китайский шаг»;
- «Спортивный шаг», «Бег», «Бег с поджатыми ногами вперед»;
- «Бег с поджатыми ногами до пятой точки», «Бег с прямыми ногами вперед
«ножницы»»;
- «Бег с прямыми ногами назад», «Бег с прямыми ногами в сторону», «Галоп».
19. Что развивает восточная разминка?
- Пластику, гибкость, мимику, выразительность;
- Координацию движений, легкость, выворотность;
- Выносливость, подвижность, актерское мастерство.
20. Подчеркните акробатические элементы:
- «Кувырок», «Колесо», «Сальто»;
- «Змейка», «Свеча», «ножницы»;
- «Книжка», «Рыбка», «Кошечка».
21. Что такое координация движений?
- Согласованность работы рук, ног, головы, корпуса;
- Подготовительное упражнение;
- Одновременная работа рук и ног.
22. Главное правило выполнения техники вращений:
- Самовыражение;
- «Держать точку»;
- Самоанализ.
23. Партер это:
- Прыжки;
- Движения на полу;
- Движения на полупальцах.
24. Подчеркни, что здесь лишнее (названия упражнений партерной гимнастики):
- «Угол», «Книжка», «Бабочка»;
- «Поклон», «Бег», «Броски ногами»;
-«Рыбка», «Лягушка», «Мостик», «Шпагат».
25. Что означает термин «Ан фас»?
- Лицом к зрителю;
- Спиной к зрителю;
- Боком к зрителю.
26. Сколько исполнителей в сольном танце?
- 1;
- 2;
- 3.
27. Что такое актерское мастерство?
- Жесты, мимика и пластика;
- Голос, пластика, музыка;
28.Что такое импровизация в танце?
- Гармонично исполнять танцевальную композицию;
- Красиво двигаться под музыку;
- Творить под музыку, создавать что-либо без предварительной подготовки.
29. Что такое хореографический интервал?
- Равный промежуток, расстояние между исполнителями;
- Равный промежуток, расстояние между исполнителем и зрителем;
- Равный промежуток, расстояние между педагогом и исполнителем.
30. К какому виду танца относится «Кошачий двор»?
- Классический танец;
- Народный танец;
- Историко-бытовой танец;
- Эстрадный, детский танец;
- Бальный танец.
31. Международный день танца?
- 30 декабря;
- 29 апреля;
- 28 мая.
32. Автор балета «Лебединое озеро»:
- Чайковский П.И.;
- Петипа М. И.;
- Прокофьев С..
Задание – тест «Театр»
Бланк аттестации учащихся (входящий, промежуточный и итоговый контроль)
Диагностика уровня освоения программы
1. Когда отмечают Международный день театра?
А. 27 марта.
Б. 31 мая.
В. 12 апреля.
Г. 10 сентября.
2. От какого латинского слова произошло слово «спектакль»?
А. Собрание.
Б. Зрелище.
В. Игра.
Г. Праздник.
3. Как ещѐ называется спектакль, представление?
А. Постановка.
Б. Установка.
В. Постановление.
Г. Заставка.
4. Как в старину на Руси называли актѐра?
А. Лицемер.
Б. Лицедей.
В. Лицеист.
Г. Обличитель.
5. Что обычно открывают театры осенью?
А. Двери.
Б. Сезон.
В. Занавес.
Г. Таланты
6. Что часто спрашивают перед входом в хороший театр?
А. Носовой платок.
Б. Запасной бинокль.
В. Лишний билетик.
Г. Меню буфета.
7. Какой оптический прибор обычно берут напрокат в театре?
А. Лупу.
Б. Бинокль.
В. Телескоп.
Г. Микроскоп.
8. Как называется законченная часть акта театрального спектакля, после которой
следует не длинный антракт, а короткий перерыв с опусканием занавеса?
А. Гравюра.
Б. Лубок.
В. Картина.
Г. Скульптура.
(Зрители во время перерыва между картинами остаются на своих местах. На
сцене же, за опущенным занавесом, происходит стремительная смена декораций,
если таковая нужна.)
9. На что НЕ дробятся акты театрального спектакля?
А. На явления.
Б. На картины.
В. На сцены.
Г. На кадры.
10. Как называется расположение актѐров на сцене в тот или иной момент
спектакля?
А. Авансцена.
Б. Мизансцена.
В. Дизайнсцена.
Г. Бизаньсцена.
11. Как называется основная форма подготовки (под руководством режиссѐра)
театральных представлений путѐм многократных повторений?
А. Тренировка.
Б. Притирка.
В. Репетиция.
Г. Примерка.
12. Какие репетиции бывают в театрах?
А. Солдатские.
Б. Генеральные.
В. Офицерские.
Г. Маршальские.
13. В античном театре спектакли шли только в период празднования Бога
плодородия и земледелия…….
А. Диониса;
Б. Зевса;
В. Аполлона.
14. В хор античного театра брали…
А. любителей;
Б. профессиональных певцов;
В. только из знатных семей.
15. Во времена античного театра женские роли исполняли….
А. женщины;
Б. мужчины;
В. не было женских ролей.
16. Во времена античного театра все актеры носили маски во время
представления?
А. Да;
Б. Нет;
В. кто как хотел.
17. Любая греческая трагедия начиналась….
А. с завязки;
Б. с пролога;
В. с эпилога.
18. Комедия взяла начало из празднования в честь Бога…
А.Зевса;
Б. Диониса;
В. Аида.
19. Назовите театральные маски, обозначенные в театре эпохи Возрождения…
А. северные;
Б. южные;
В. северные и южные.
20. Какому жанру театра дали название низкий?
А. трагедии;
Б. комедии;
В. драма
21. Громкость звука – это…
А. окраска голоса;
Б. высота звука;
В.динамика звука.
22. Как назвал своѐ учение (систему) К.С. Станиславский?
А. «Искусство переживания».
Б. «Искусство беспокойства».
В. «Искусство волнения».
Г. «Мастерство истерики».
23. Какая профессиональная среда обогатила слово «капустник» ещѐ одним
значением?
А. Музыкантов.
Б. Писателей.
В. Художников.
Г. Актѐров.
(Сначала весѐлые актѐрские встречи вокруг капустного пирога, затем и все
самодеятельные комические представления – сценки на местные злободневные
темы.)
24. Предлагаемые обстоятельства – это…
А. условия ,в которых я нахожусь в данный период времени.;
Б. единый психофизический процесс достижения цели, каким-либо образом
выраженный во времени и в пространстве;
В. способ передачи смысла поступков и чувств артистов-персонажей, образное
отражение особо важных по смыслу моментов сценического действия.
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
НАЧАЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Направленность Художественная
Название детского объединения
Фамилия, имя, отчество педагога
Дата проведения
Форма проведения
Форма оценки результатов Уровни
Члены аттестационной комиссии
№
п./п.
Фамилия, имя
ребенка
Предметные
знания
Уровень освоения программы
Практические Коммуникати
навыки
вные умения
Итоговая
оценка
1
2
Диагностика проводится 3 раза в год (в начале, середине и конце учебного года).
Итоговая оценка складывается из трех показателей и оценивается в уровнях
освоения программы (высокий, средний и низкий):
Предметные знания: владение терминологией в хореографии и актерском
мастерстве, правилами выполнения хореографических и театральных
элементов.
Практические навыки: выполнение хореографических элементов, навыков
актерского мастерства.
Коммуникативные умения: вовлеченность в учебный процесс, активность на
занятиях, возможность применения знаний и умений на практике. Умение
адекватно реагировать на критику, общаться с преподавателем и сверстниками.
Критерии оценки уровня подготовки игрока команды
(используются при диагностических срезах в учреждении):
Высокий уровень
Обучающийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период; хорошо знает и употребляет на практике
хореографические элементы и актерское мастерство; хорошо умеет самостоятельно
преодолевать различные трудности; умеет работать в коллективе; проявляет ярко
выраженный интерес к занятиям, к достижению наилучшего результата,
коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует идеи.
Средний уровень:
У обучающегося объѐм хореографических, актерских навыков и приемов 50-70%;
недостаточно хорошо знает и применяет на практике элементы, путается с основными
хореографическими понятиями; текущий процесс практической подготовки
осуществляется с помощью и под постоянным контролем преподавателя; проявляет
активную позицию, как член коллектива, однако допускает небольшие
хореографические неточности в практическом исполнении материала.
Низкий уровень:
Обучающийся слабо овладел умениями и навыками данного хореографического
направления; пока не проявляет инициативу в коллективе; испытывает серьѐзные
затруднения при применении знаний на практике; на данном этапе способен выполнять
лишь простейшие задания педагога.
Приложение №3
Дидактические материалы
Методика партерного экзерсиса - упражнения на полу
Методика используется с целью помочь формированию скелетно-мышечного аппарата
ребенка, формированию осанки. Пока ребенку еще трудно координировать движения
своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и
лежа облегчают ему эти задачи.
Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х
целей:
• повысить гибкость суставов;
• улучшить эластичность мышц и связок;
• нарастить силу мышц.
Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют:
• приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут
первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.;
• начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии
лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др.
На втором этапе этой разработки заложено развитие двигательных функций
(выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка). Особенно важно в
процессе обучения учитывать физическую нагрузку детей, не допускать
перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а
далее - в танце.
Выполняя эти упражнения, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Главное - перед началом занятий хорошо разогреться, то есть сделать любые
упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла.
2. Первоначальное обучение упражнениям лучше осуществлять вне занятий, при
индивидуальной работе, чтобы помочь каждому ребенку.
3. В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих
физических возможностей, но при систематичности занятий, наглядности и поощрениях
повышает свои возможности.
4. Обязательно учитывать пол ребенка, его физиологические особенности, состояние
опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.
5. Упражнения на гибкость выполнять плавно, без рывков, в медленном темпе.
6. Каждое упражнение выполнять до появления легкой болезненности.
7. Все упражнение направлены на силовую работу различных групп мышц и
обязательно должны чередоваться с упражнениями на расслабление.
8. Начинать растягиваться на «выдохе», затем дышать нормально. Заканчивать каждое
упражнение «вдохом».
Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе,
ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность
стоп.
I.
Упражнение на напряжение и расслабление мышц тела
Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения
на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения выполняются лежа на спине,
руки свободно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги свободно вытянуты, пятки вместе,
все мышцы тела расслаблены. Выполняя упражнения, дети должны ощутить
напряжение тех или иных мышц, затем следует их полное расслабление, которое также
необходимо ощутить. Дыхание свободное.
II.
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья
Упражнение 1.
Повторить 6 -8 раз.
И.П. - стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу.
«раз-четыре» - потянуться плечами к полу.
«пять-восемь» - вернуться в И.П.
Упражнение 2.
Повторить 6 -8 раз.
И.П. - лежа на спине, руки вверх, кисти переплетены ладонями вверх.
«раз-два» - увести руки вправо.
«три-шесть» - зафиксировать положение.
«семь-восемь» - вернуться в И.П.
Повторить упражнение в другую сторону.
Упражнение 3.
Повторить 4 раза.
И.П. - стоя на коленях, ноги врозь, взяться за пятки изнутри.
«раз-четыре - подать таз вперед, развернуть плечи, прогнуться.
«пять-восемь» - вернуться в И.П.
III.
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясничного суставов.
Упражнение 1. «Верблюд»
И.П. - стоя на коленях.
Согнуть спину назад и вытянутыми руками достать до носка ног или до пола за носками
ног. Медленно перебирая руками, взяться за колени, бедра при этом должны быть
максимально выдвинуты вперед.
Упражнение 2. «Складка»
Повторить 4 - 6 раз.
И.П. - сидя на полу, колени и стопы вытянуты.
С абсолютно прямой спиной наклоняться вперед, к ногам. Следить за тем, чтобы спина
не прогибалась.
Упражнение 3. «Змейка»
Повторить 4 — 5 раз.
Упражнение 4. «Тюльпан»
Повторить 5 - 6 раз.
И.П. - сидя на полу, ноги согнуты в коленях и подтянуты к туловищу. Стопы вытянуты,
пальцы ног касаются пола, руки - под коленями.
«раз-два» - разогнуть правую ногу в колене вперед-вверх.
«три-четыре» - вернуть в И.П.
«пять-восемь» - повторить с левой ноги.
«раз - четыре» - обе ноги оторвать от пола и поднять вперед-вверх.
«пять-восемь» - вернуться в И.П.
Усложнение для упражнения «Тюльпан»
Повторить 2- 3 раза.
И.П. - как в предыдущем упражнении.
«раз-четыре» - с помощью рук разогнуть ноги в коленях и поднять их вперед - вверх к
лицу. Позвоночник от копчика тянуть вверх.
«пять-восемь» - вернуться в И.П.
IV
Упражнения на укрепление брюшного пресса
Упражнение 1. «Уголок»
Повторить 4- 6 раз.
И.П. - сидя на полу, вытянув колени и стопы.
«раз-два» поднять ноги от пола (образовать угол). Руки для равновесия раскрыть в
стороны.
«три-четыре-пять-шесть» положение зафиксировать.
«семь-восемь» прийти в И.П.
Усложненный вариант: выполнять упражнение из
И.П. лежа на спине, ноги вытянуты, руки - вдоль тела ладонями вниз.
«раз-два» поднять одновременно корпус и вытянутые ноги. Затем медленно вернуться
в И.П.
Упражнения для улучшения гибкости позвоночника.
Упражнение 1. «Улитка»
Повторить 3 - 4 раза.
И.П. - сидя на коленях.
«раз-два-три-четыре» голова опустилась вперед, за ней опустились плечи, затем
округлилась спина.
«пять-шесть-семь-восемь» медленно выпрямились, стараясь, как бы, «развернуться» «улитка показала рожки». Затем все выполняется в обратном порядке: сначала
медленно округляется спина, плечи, затем голова, стараясь, как бы, «свернуться» «улитка спряталась в домик».
V
Упражнение 2. «Складочка»
Повторить 3 - 4 раза.
И.П. - сидя на полу, вытянув ноги, раскрытые максимально в стороны.
«раз-два» наклонить корпус к правой ноге, взявшись руками за стопы, прижаться
грудью к ноге.
«три-четыре» зафиксировать такое положение.
Медленно вернуться в И.П.
«раз-два» наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки
вытянуть вперед.
«три-четыре» зафиксировать такое положение. Медленно вернуться в И.П.
Выполнить наклон к левой ноге.
Упражнение 3. «Медвежонок»
И.П. - сидя на полу, прижав колени руками к груди, лоб касается коленей. Лечь на
спину в группировке, затем вернуться в И.П. - «качаться» на спине»
Упражнение 4. «Радуга»
Повторить 2 раза. И.П. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела.
«раз-два-три-четыре» поставить ноги на пол за головой;
«пять-шестьсемь-восемь» зафиксировать это положение. Затем медленно вернуть в И.П.
Упражнение 6. «Кольцо»
И.П. - лежа на животе. Упор руками в пол около груди. Выпрямляя руки в локтях,
максимально прогнуться под лопатками. Затем согнуть ноги в коленях и стараться
носками дотянуться до головы, образуя замкнутое кольцо. Зафиксировать это
положение. Затем вернуться в И.П.
Для облегчения выполнения данного упражнения ноги в коленях раздвигаются на
ширину, удобную для каждого ребенка индивидуально. Постепенно ноги соединяются
и выполняют упражнение с соединенными коленями.
Упражнение 7. «Коробочка»
И.П. - лежа на животе. Руки вытянуты вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях. Руками
захватить щиколотки с внешней стороны и вытянуть руки вверх, одновременно
прогибаясь под лопатками. Зафиксировать положение корпуса. Медленно вернуться в
И.П.
Для облегчения выполнения упражнения ноги сначала разъединить, но постепенно
учиться выполнять упражнение с соединенными ногами.
Эффективность этого упражнения можно усилить, если педагог, сделав захват обеими
руками стоп и рук ребенка, осторожно приподнимает его и покачивает «вверх-вниз» «качели».
Словарь танцевальных движений
1. «Бег парами по кругу». Сохранять парность, держать круг, интервалы. Движение
исполнять точно под музыку.
2. «Бег по кругу» — Держать круг, интервалы, осанку \ голову поднять\. Исполнять
точно под музыку. Шаг на 1/8 такта.
3. «Бегунец» — Элемент танца, разучивается на счет: «раз и, два и». Ис.п.: ноги в
основной стойке/ пятки вместе, носки врозь/. Оттолкнуться левой ногой и сделать
небольшой прыжок вперед правой ногой/ счет «раз», левой ногой /счет «и»/, правой
ногой /счет «два»/. После этого начинать те же движения с левой ноги /прыжок,
перебежка и т. д./.
4. «Белорусский шаг польки». Музыкальный размер 2/4. Начинается с затакта, подскок
и три шага или три притопа. Исполняется на 1-й такт музыки.
5. «Боковой галоп». С правой / левой/ ноги шаг в сторону, левая / правая/ догоняет еѐ и
подбивает, движение исполняется легко, задорно. Два галопа на 1 такт. Музыкальный
размер 2/4.
6. «Врассыпную маршем» — Держать ориентир, не сталкиваться. Ходить под музыку.
Шаг на ¼ такта.
7. «Врассыпную шагом» — Держать ориентир, ходить, не сталкиваясь, точно под
музыку.
8. «Выбрасывание ног». Исполнять перескок с одной ноги на другую поочередно.
Выносится нога вперед на /45 градусов/, колени прямые, носок предельно натянут,
исполняется в быстром темпе на каждую ¼ такта.
9. «Выставление ноги вперед на носок». Движение исполняется с правой и левой ноги.
Нога выставляется, носок предельно вытянут, пятка повернута вперед. Колено прямое,
голова повернута к выставленной ноге. Характер музыки умеренный.
10. «Выставление ноги вперед на пятку». Движение исполняется с правой и левой ноги
поочередно. При исполнении придерживаться точного направления вперед. Нога
выставляется на пятку, сильно согнута в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх и
немного в сторону, корпус прямой, голова приподнята. Характер музыки спокойный.
При музыкальном размере 2/4 на «раз» каждого такта нога выносится вперед, на «Два»
— нога подтягивается в исходное положение.
11. «Галоп вперед» — Выпад на правую /левую/ ногу вперед, левая нога / правая/
подтягивается и с небольшим подскоком продвигается вперед. Шаг на ¼ такта. Размер
2/4. Характер энергичный.
12. «Гармошка». Пятки вместе, носки врозь, носки вместе, пятки врозь с
продвижением в правую и в левую сторону.
13. «Дробный шаг». Выполняется ритмично на всей ступне, на каждую 1/8 такта.
Ступни параллельно, колени согнуты слегка. Движение может выполняться на месте и
в разных направлениях.
14. «Ковырялочка» вперед. Один из видов «ковырялочки». Музыкальный размер 2/4.
На 1-й такт правая/ левая/ нога выносится вперед на носок, на счет «раз», «два»
поставить ногу на каблук, на счет «раз» — 2-й такт. Поставить ногу в исходное
положение, на счет «два» — пауза и движение можно выполнять с другой ноги и тремя
притопами. Характер зависит от музыки.
15. «Кружиться парами» — Танцующие, взявшись за руки, смотрят друг на друга. При
исполнении движений должны образовывать круг. Шаг -1/4 такта.
16. «Кружиться по одному» — Делать маленький кружок вокруг себя, сохранять
осанку, слушать музыку. Кружение в одну сторону должно занимать не более 4 тактов
музыкального сопровождения.
17. «Марш парами по кругу» — Сохранять парность, держать круг, интервалы. Ходить
точно под музыку.
18. «Марш по кругу» — Держать круг, интервалы, осанку /поднять голову/. Четко
ходить под музыку. Шаг на ¼ такта.
19. «Марш с высоким подниманием ног». Марш с высоким подниманием колена, носок
оттянут вниз, корпус прямой. Характер четкий, энергичный. Шаг на ¼ такта.
20. «Марш» — четко ходить под музыку. Шаг на ¼ такта. Согласовывать движение рук
и ног, держать осанку.
21. «Мелкий бег по кругу» — Держать ориентир, не сталкиваться друг с другом.
Исполнять точно под музыку.
22. «Мелкий бег» — Движение исполняется на 1/8 такта, легко на носочках, шаг
мелкий.
23. «Переменный шаг». Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1-й такт музыки, два
шага с правой ноги, два шага с левой ноги и т. д.
24. «Полуприседание с вынесением ноги на пятку». На «раз» приседать, на «два»
подняться с полуприседанием и вынести правую / левую/ ногу на пятку в сторону.
25. «Поскоки». Музыкальный размер 2/4. Исполнять энергично, задорно на каждую ¼
такта. На «раз» — шаг на правую ногу, на «два» — поскок на этой ноге, поднять
колено левой ноги, носок оттянут вниз. Движение исполняется с одной и другой ноги в
разных направлениях.
26. «Приглашение». Мальчики: руки опущены вниз, корпус прямой – шаг в сторону по
линии танца /против хода часовой стрелки/ с левой ноги, правую ногу приставить к
левой с небольшим наклоном головы. Девочки: держат руки за юбочки или отводят в
сторону, кисти рук повернуты вниз. Шаг с правой ноги, левую ногу подтягиваются и
ставят сзади правой на носок, колено левой ноги согнуто и отведено влево. При этом
исполняется небольшое приседание. Корпус прямой.
27. «Приставной шаг с пружинкой». На «раз» — шаг в сторону, на «два» — приставить
ногу: носок к носку, пятка к пятке – и исполнить небольшую пружинку /приседание/.
Движение исполняется в одну и в другую сторону.
28. «Приставной шаг». Начинать разучивать движение по прямой линии. На «раз» —
шаг в сторону, на «два» — приставить ногу носок к носку, пятку к пятке. Корпус
прямой, голова приподнята. Движения исполняется в одну и в другую сторону.
Характер зависит от музыки.
29. «Притопы одной ногой» — Размер 2/4. Притоп на сильную долю каждого такта.
30. «Притопы поочередные» — Музыкальный размер 2/4 – 2 притопа в такт. Притоп
исполняется на каждую четверть.
31. «Притопы топающие» — Исполнять на каждую восьмую на полной стопе, высоко
ногу не поднимать.
32. «Притопы». Музыкальный размер 2/4.Притоп поочередно на каждую ¼ такта. Или
1-й такт – два притопа, 2-й такт – пауза.
33. «Пружинка» — Легкое приседание в соответствии со спокойным характером
музыки. Движение исполняется на сильную долю такта. Размер 2/4.
34. «Прыжки» — Легко подпрыгивать на двух ногах в соответствии с характером
музыки. Сохранять осанку. Ритмично исполнять прыжки на двух ногах. На каждую ¼
такта.
35. «Скользящие хлопки». Руки вытянуты вперед, чуть согнуты в локтях, скользящим
движениям хлопать сверху вниз по ладошкам на каждую ¼ такта./
36. «Танцевальный шаг». Движения исполняются во всех направлениях. Шаг с носка.
Исполняется на каждую четверть музыкального размера 2/4. На «раз» — шаг с правой
ноги, на «два» — шаг с левой ноги и т. д.
37. «Тройные притопы». Занимают 2 такта. На «раз» 1-го такта – притоп правой ногой,
на «два» — притоп левой ногой. На «раз» 1-го такта – притоп правой ногой. На «два»
— пауза. Тройные притопы могут выполняться на 1-й такт /восьмыми/ и 1/8 – пауза.
38. «Тройные хлопки» занимают 2 такта. Музыкальный размер 2/4. На «раз» первого
такта — хлопок, на «два» — хлопок, на «раз» второго такта — хлопок, на «два» —
пауза.
39. «Упражнение для рук» — Уметь поднимать руки вверх, вправо, влево, вниз, в
сторону с предметом и без предмета.
40. «Упражнение с платочками» — Движения во всех направлениях плавные, легкие.
41. «Упражнение с погремушками, игрушками» — Уметь правильно держать
погремушку и выполнять движения в соответствии с ритмом и динамикой музыки.
42. «Упражнение с флажками» — Движение более четкие. Уметь правильно держать
флажок. Флажок поднять вверх, впереди себя рука согнута, локоть внизу.
43. «Фонарики» — Кисти рук должны быть перед собой, локти опущены вниз, пальцы
собраны, / как бы держат яблоко/, легко вращать кистями, без напряжения.
44. «Хлопки» — Хлопки поочередные в соответствии с ритмической пульсацией,
Хлопок приходится на каждую четверть. Размер 2/4 – 2 хлопка в такте поочередные на
каждую ½ такта. Или на один такт- пауза.
45. «Хлопок с притопом». Исполняется на сильную долю такта. Музыкальный размер
2/4. На «раз» — исполнять хлопок и притоп одной ногой, на «два» — пауза и т. д.
46. «Ходьба парами по кругу» — Сохранять парность, держать круг, интервалы,
ходить точно под музыку. Шаг – ¼ такта.
47. «Ходьба по кругу» — Держать круг, интервалы, осанку \ голову поднять\.
Выполнять точно под музыку. Шаг ¼ такта.
48. «Шаг вальса /гимнастический/». Ис. п.: стойка на носках. Выполняется на счет:
«Раз, два, три». Их «и» — маленький скользящий. На «раз» — шаг правой ногой
вперед с носка на всю ступню, слегка сгибая колено /мягко пружиня/ ; на «два, три» —
два небольших шага вперед левой, затем правой ногой на носках /ноги прямые/.
49. «Шаг вальса»/ танцевальный/. Ис. п.: стойка на носках. Исполняется, как и
предыдущий шаг, но на беге стремительно.
50. «Шаг и поскок с правой, затем с левой ноги». Нога высоко поднимается.
Музыкальный размер 2/4. Движение исполняются энергично, весело, задорно, на 2/4
такта.
51. «Шаг польки». Исполняется с затакта. На «раз» — поскок на левой ноге, правую
ногу выносим вперед, с этой ноги исполняем переменный шаг. Затем движение
исполнить с другой ноги. Размер 2/4. Движение на 1-й такт музыки.
52. «Шаг с припаданием». Ис.п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет: « и
раз,и два». На «и» — правую ногу приподнять в сторону, вправо; на «раз» — сделать
небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено. Одновременно левую,
согнуть в колене, ногу приподнять; на «и» — выпрямляя ноги, встать на носок левой
ноги / сзади правой/, правую отвести в сторону; на «два» — «и» — повторить
движения.
53. «Шаг с притопом». На «раз» — шаг с правой ноги, на «два» — притоп левой ногой,
не перенося на нее тяжесть тела, затем шаг с левой ноги, и притоп правой и т. д.
Обратить внимание: с какой ноги притоп, с той ноги следующий шаг. Движение
исполняется на 1 такт. Музыкальный размер 2/4.
Приложение №4
Календарно-тематическое планирование по программе «Вихри позитива»
1 Модуль «Хореография»
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
контроля
ИТОГО:
1-й модуль «Хореография»
сентябрь
тема
теория
практика
Ритмика
1
Вводное занятие.
поклона.
Изучение танцевального 1
1
2
Понятие Ритм. Ритмические хлопки. Танец – 1
игра «Мы делили апельсин»
1
3
Ритмический рисунок.2 хлопка 2 шага.
1
1
4
Ритмический рисунок.3 хлопка 3 шага
1
1
5
Постановка корпуса. Наклоны
корпуса
и перегибы 1
1
6
Упражнения
«столбик»)
на
(«солдатик», 0
2
7
Правильное
гимнастика.
положение
Партерная 0
2
5
9
ассоциациях
ног.
октябрь
тема
теория
практика
1
Положения рук. Постановка кисти танцора
0
2
2
Изучение por de bras «Лучики, кружочки»
0
2
3
Танцевальный
шаг,
танцевальный бег
галоп, 0
2
4
Перестроение из линий в круг. Растяжка.
0
2
5
Изучение точек зала. Прыжки по 6 позиции ног. 0
Прыжки по точкам
2
подскок,
Партерная гимнастика
6
Комплексы упражнений партерной гимнастики
7
Упражнения
позвоночника
8
9
1
1
гибкости 1
1
Упражнение «Угол»
0
2
Упражнение «Стопы к себе и от себя»
0
2
2
16
теория
практика
для
развития
ноябрь
тема
1
Упражнения для укрепления мышц брюшного 1
пресса
1
2
Упражнение «Переменная работа стоп»
1
1
3
Упражнение «Книжка»
1
1
4
Упражнение «Стрелки часиков»
0
2
5
Упражнение «Велосипед»
0
2
6
Упражнение «Стульчик»
0
2
7
Упражнение «Кошечка»
0
2
8
Упражнение «Лодочка»
0
2
0
16
тема
теория
практика
Упражнение «Ножницы»
0
2
Декабрь
1
Координация, ловкость, баланс
2
Отскок мяча от стены
0
2
3
Передача мяча из руки в руку с прыжками.
0
2
4
Ходьба на месте с закрытыми глазами
0
2
5
Ходьба по нарисованной линии
0
2
6
Упражнение «Ласточка»
0
2
7
Стойка на одной ноге
0
2
8
Упражнение "Цапля"
1
1
9
Ходьба спиной вперѐд
1
1
2
16
тема
теория
практи
ка
1
Захват мяча одной рукой
1
1
2
Серии быстрых бросков
1
1
3
Перебрасывания мяча из руки в руку
0
2
4
Статичное упражнение на баланс
0
2
январь
Танцевальные комбинации и этюды
5
«Игра с песком» на напряжение и расслабление
мышц рук
1
1
6
«Глина» на пластику
1
1
4
8
февраль
тема
теория
практика
1
«Листик и ветер» на воображение
1
1
2
«Воротики» на взаимодействие
1
1
3
«На берегу моря» на напряжение и расслабление
мышц рук
1
1
4
Этюд на импровизацию с пакетом
0
2
5
«Фабрика мороженного» на командообразование
0
2
6
«Игра с муравьем» на напряжение и
расслабление мышц ног
0
2
7
«Обезьянки» на импровизацию
0
2
3
11
март
тема
теория
практика
Словарь танцевальных движений
1
«Гармошка»
1
1
2
«Бег парами по кругу».
1
1
3
«Бег по кругу»
1
1
4
«Бегунец»
1
1
5
«Белорусский шаг польки»
1
1
6
«Боковой галоп»
0
2
7
«Врассыпную маршем»
0
2
8
«Врассыпную шагом»
0
2
1
1
6
12
тема
теория
Практика
1
Репетиционно-постановочная работа
1
1
2
Репетиционно-постановочная работа
0
2
3
Репетиционно-постановочная работа
0
2
4
Репетиционно-постановочная работа
0
2
5
Репетиционно-постановочная работа
0
2
6
Репетиционно-постановочная работа
0
2
7
Репетиционно-постановочная работа
0
2
8
Репетиционно-постановочная работа
0
2
9
Репетиционно-постановочная работа
0
2
0
18
тема
теория
практика
1
Репетиционно-постановочная работа
0
2
2
Репетиционно-постановочная работа
0
2
3
Репетиционно-постановочная работа
0
2
Постановки, репетиции.
9
Репетиционно-постановочная работа
Апрель
Май
4
Репетиционно-постановочная работа
0
2
5
Репетиционно-постановочная работа
0
2
0
2
0
12
Концертная деятельность
Выступление на отчетном концерте
6
Итого
144
Календарно-тематическое планирование по программе «Вихри позитива»
2 Модуль «Актѐрское мастерство»
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
контроля
ИТОГО:
2-й модуль «Актѐрское мастерство» (72 часа)
сентябрь
тема
теория
практика
Актерское мастерство
1
«Что такое актерское мастерство?», «Кто такой
актер?», «Роль на сцене?»
2
0
2
Упражнение «Волшебный кубик».
0
2
3
Игра «Отгадай профессию»
0
2
2
4
тема
теория
практика
Игра - хитрилка. Упражнение «Кухня»
0
2
октябрь
1
2
Упражнение с мячами
0
2
3
Этюд, игра «Пять мизансцен»
0
2
4
Этюд, игра «Восстанови мизансцену»
0
2
5
Упражнение «Ай да я!»
0
2
10
ноябрь
тема
теория
практика
1
Игра «Изобрази птицу или животное»
0
2
2
Упражнение «Животные во дворе»
0
2
3
Игра «Насос и мяч»
0
2
4
Игра «Молекулы»
0
2
8
Декабрь
тема
теория
практика
1
Этюды «Герой Эллады»
0
2
2
Этюды «Старый замок»
0
2
3
Игра Радость, горе, удивление (проверка на
чувства)
0
2
4
Игра пойми меня (проверка на фантазию)
0
2
0
8
теория
практика
январь
тема
1
Упражнение «Превращение палочки»
0
2
2
Упражнение «Превращение предмета или
отношение к вещам»
0
2
3
Упражнение «Оживи предмет»
0
2
6
февраль
1
тема
теория
практика
Упражнение «Зернышко»
0
2
Сценические этюды
2
«Что такое сценический этюд?» Их виды и
структура
2
0
3
Этюды с воздушным шариком: Человек,
смотрящийся в зеркало. Начальник и
подчиненный.
0
2
4
Этюды с воздушным шариком: Объяснение в
любви, Расставание с любимым человеком
0
2
2
6
тема
теория
практика
1
Этюды с воздушным шариком: Ребенок в
зоопарке перед клеткой какого-либо животного
0
2
2
Этюды с воздушным шариком: Родитель,
отчитывающий сына-двоечника
0
2
3
Этюды: Телевизионный диктор
0
2
4
Этюды: Футбольный комментатор
0
2
0
8
март
Апрель
тема
теория
практика
1
Этюды: Учитель русского языка на изложении
0
2
2
Этюды: Священник во время службы
0
2
3
Этюды: Рядовой, докладывающий командиру
0
2
4
Этюды: Провинившийся двоечник
0
2
5
Этюды: Сказочник.
0
2
0
10
тема
теория
практика
1
Этюд: Двое на концерте
0
2
2
Этюд: В лесу
0
2
3
Этюд: Девочка и бабушка
0
2
4
Этюд: Во дворе
0
2
0
2
0
10
Май
Концертная деятельность
5
Выступление перед родителями
Итого
72