ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0086CB263425BB6562389082A7AC04734D
Владелец: Демих Елена Борисовна
Действителен: с 09.01.2025 до 04.04.2026
1
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
- Учебно-тематический план 1 год обучения
- Содержание программы
- Учебно-тематический план 2 год обучения
- Содержание программы
1.4. Планируемые результаты.
1.5. Воспитательный компонент программы.
- цель воспитания
- задачи воспитания
- результаты воспитания
- планируемые результаты реализации программы воспитания
- работа с коллективом обучающихся
- работа с родителями
- Календарный план воспитательной работы объединения «Юный
пианист» на 2025 – 2026 учебный год.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
- материально – техническое обеспечение
- перечень оборудования учебного кабинета
- интернет - ресурсы
- кадровое обеспечение
2.3. Формы контроля (аттестации)
2.4. Методическое обеспечение
3. Список литературы
4. Приложения 1.
Календарно – тематическое планирование по программе «Юный пианист» (1,2 год
обучения)
2
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
« Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир
Высоких чувств, страстей, мыслей.
Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.
Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…»
Д.Д. Шостакович
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный пианист» имеет художественную направленность.
Музыка облагораживает жизнь, делает человека добрее, она способна передать самые
глубокие чувства, которые иногда нельзя выразить словами. Занимаясь на фортепиано,
ребенок учится переживать самые разные чувства, становится более уверенным в себе,
более ответственным, трудолюбивым.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Хоть немного умея играть на фортепиано, он начинает стремиться к самовыражению,
к самореализации. Ребенку хочется показать свои знания, свою индивидуальность. Он
может это сделать, выступая на публике: в школьных концертах, на уроках музыки
перед одноклассниками, концертах перед родителями, участвовать в проведении
музыкальных бесед и т.д. Происходит более глубокое музыкальное развитие учащегося,
ярче раскрывается его индивидуальность, его интересы и наклонности, проявляется
творческая инициатива. Необходимость создания данной программы связана, прежде
всего, с тем, что многие дети, получившие самое начальное музыкальное образование
(занимались 2- 3 года), хотят продолжить обучение, совершенствоваться, заниматься
творчеством.
Новизна программы: данная программа включает в себя различные виды деятельности:
1. Слушание музыки. Включает в себя: прослушивание музыкальных произведений
(инструментальных и вокальных), знакомство со звучанием различных музыкальных
инструментов.
2. Исполнительство - игра на музыкальном инструменте (фортепиано).
3. Игра в ансамбле.
4. Выступления на публике.
Адресат программы: данная образовательная программа рассчитана на детей среднего
школьного возраста (9-16 лет). Ведущую роль в этом возрасте начинает играть общение
со сверстниками, появляется осознанное стремление участвовать в общественно
необходимой работе, становиться общественно значимым. Ребенок учится оценивать
свои возможности. Появляются последовательные друг другу позиции «Я в обществе» и
«Я и общество».
Выделяются три стадии подросткового возраста:
3
Локально-капризная (9-11 лет). Обострена потребность в признании взрослых.
Формирующаяся личность стремиться к вхождению в мир взрослых, поэтому
очень важно поддержать ребенка в этот период, стараться учитывать его мнения,
его позиции.
Право-значимая (12-13 лет). Потребность в общественном признании, в
социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме:
я тоже имею право, я могу, я должен.
Утверждающе-действенная (14-16 лет). Доминирует готовность проявить себя,
применить свои силы.
Подростку присуще:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье;
стремление отмежеваться от всего детского;
стремление избежать изоляции в классе и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в коллективе;
требовательность соответствия слова делу;
отвращение к необоснованным запретам;
увлеченность каким-либо делом (коллекционирование и т.д.).
Это возраст поиска средств и способов для обозначения своей индивидуальности,
стремление чем-то выделиться (особенно у мальчиков).
Занятия музыкой дают для этого очень много возможностей («не все умеют играть на
фортепиано – а я могу», концертные выступления, широкий кругозор).
Индивидуальное обучение позволяет каждому ребенку показать свои возможности и
умения, тем самым, повышая его самооценку и роль в обществе.
Срок освоения программы – 2 года.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальное обучение, возможно
обучение в группе до 2-х человек.
Режим занятий – 1 год обучения – 1 раз в неделю. 2 год обучения - 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Принимаются дети, закончившие программу «Введение в мир музыки» или имеющие
первоначальные навыки игры на фортепиано (занимались где-то прежде 2-3 года).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие и совершенствование музыкальных и творческих
способностей ребенка с помощью занятий на фортепиано.
Задачи программы:
Предметные:
обучить более сложным пианистическим навыкам и приемам, развить технику
исполнения;
дать более глубокие знания по теории музыки;
расширить музыкальный кругозор (сведения о композиторах, об основных
жанрах и стилях музыки).
Метапредметные:
развить беглость пальцев;
развить чувство ритма, память, внимание;
4
развить музыкальный слух
Личностные
воспитать трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, к достижению
цели;
воспитать отзывчивость, чувство взаимопомощи, сопереживания;
воспитать художественный вкус.
1.3. Содержание программы
Учебно – тематический план 1 год обучения
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
0.5
1
Организационное
занятие
1
0.5
2
Теория
4
4
3
Практика
18
4
Подбор на слух
3
5
Игра в ансамбле
6
7
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
18
Концерт, практическое
задание
1
2
Беседа, практическое
задание
7
2
5
Концерт, практическое
задание
Слушание музыки
2
1
1
Наблюдение, беседа
Итоговое занятие
1
0.5
0.5
36
9
27
Итого
Беседа, концерт
Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационное занятие (1 ч)
Теория: Беседа по технике безопасности.
Практика: Повторение правил поведения в музыкальном классе.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 2. Теория (4 ч)
Изучение полифонического произведения – двухголосного, его строение
голосоведение.
Изучение вариаций, хроматической гаммы (понятие).
5
Изучение музыкальных терминов, обозначающих темпы: анданте, аллегро,
модерато, адажио. Замедления: ритенуто. Характер произведения: дольче,
маэстозо, граве.
Изучение ритмической группы триоль.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 3. Практика (18 ч )
Гамма, аккорды, арпеджио, короткие и длинные в достаточно быстром темпе,
хроматическая гамма – в медленном двумя руками.
Изучение двухголосных полифонических произведений (старинные танцы,
каноны).
Охват произведения крупной формы.
Чтение с листа несложного произведения двумя руками вместе.
Работа над более глубоким, певучим, выразительным звуком.
Форма контроля: Концерт, практическое задание.
Раздел 4. Подбор на слух (3 ч )
Теория: Анализ движения мелодии (вверх, вниз, скачками).
Практика: Пропевание мелодий несколько раз с прохлопыванием ритмического
рисунка, самостоятельный подбор легких мелодий.
Форма контроля: Практическое задание
Раздел 5. Игра в ансамбле ( 7 ч )
Теория: Беседа об игре в ансамбле.
Практика: Воспитывается умение слушать аккомпанемент и мелодию, одновременно
вступать и вместе заканчивать произведение, развивается чувство коллективного
исполнения, умение слышать друг друга, играть выразительно, в одном темпе.
Форма контроля: Концерт, практическое задание.
Раздел 6. Слушание и анализ музыкальных произведений (2 ч )
Теория: Беседа о том, какая бывает музыка.
Практика: Ученик рассказывает, что он услышал в музыке, может нарисовать картинки.
Анализ собственного исполнения (ошибки, выразительность). Анализ исполненного
другим учеником.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 7. Итоговое занятие (1 ч)
Теория: Обсуждение достижений
Практика: исполнение учеником выученных произведений на концерте для родителей.
Форма контроля: Беседа, концерт.
Результаты:
Обладает теоретическими знаниями, предусмотренными программой
Самостоятельно разбирает произведение двумя руками
Умеет проанализировать свое исполнение
Исполняет произведения в более быстром темпе
Уверенно чувствует себя за инструментом
Учебно – тематический план 2 год обучения
6
Количество часов
№
п/п
Формы
аттестации/контроля
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
1
0,5
0,5
2
Организационное
занятие
Теория
5
5
3
Практика
58
4
Подбор на слух
2
1
1
5
Игра в ансамбле
5
1
4
6
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
72
8
64
1
Итого
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
58
Концерт, практическое
задание
Беседа, практическое
задание
Концерт, практическое
задание
Беседа, концерт
Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационное занятие (1 ч)
Теория: Беседа по технике безопасности;
Практика: Повторение правил поведения в музыкальном классе.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 2. Теория (5 ч)
Знакомство с основными аккордами – тоника, субдоминанта, доминанта и с
доминантсептаккордом.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 3. Практика (58 ч)
Гаммы, аккорды, арпеджио, хроматическая гамма в достаточно быстром темпе в
мажорных и минорных тональностях.
Продолжение работы над полифонией – двухголосные инвенции И.С.Бах,
старинные танцы.
Изучение более крупных по объему произведений.
Продолжение работы над звуком.
Исполнение этюдов на разные виды техники в достаточно быстром темпе.
Чтение нот с листа (знакомство с аккомпанементом к песне, с популярной
музыкой).
Форма контроля: Концерт, практическое задание
Раздел 4. Подбор на слух (2 ч)
Теория:
Анализ
движения
мелодии
(вверх,
вниз,
скачками).
Практика: Пропевание мелодий несколько раз с прохлопыванием ритмического
рисунка, самостоятельный подбор знакомых мелодий . Подбор простого аккордового
аккомпанемента. Сначала подбирается мелодия, а к ней аккомпанемент основными
аккордами в левой руке. Объясняется принцип подбора аккомпанемента.
Форма контроля: Практическое задание
7
Раздел 5 . Игра в ансамбле с другими учениками ( 5 ч )
Теория: Беседа об игре в ансамбле.
Практика: Продолжение работы по развитию навыка совместного исполнения
(выразительность, активное слушание друг друга).
Форма контроля: Концерт, практическое задание.
Раздел 6. Итоговое занятие (1ч)
Теория: Обсуждение достижений
Практика: Исполнение учеником выученных произведений на концерте для родителей.
Форма контроля: Беседа, концерт.
Результаты:
Обладает теоретическими знаниями, предусмотренными программой
Самостоятельно разбирает новое произведение двумя руками
Подбирает на слух несложный аккомпанемент
Бегло исполняет гаммы, упражнения, этюды
Умеет проанализировать свое и чужое исполнение.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
сформированы представления о безопасном и целесообразном поведении;
сформированы взаимоотношения с окружающей средой;
сформировано положительное отношение к детско-взрослому сообществу;
сформированы способы эмоционально-психологического благополучия, охраны и
укрепления здоровья детей;
сформировано трудолюбие.
Предметные:
учащийся обладает определенными техническими возможностями (исходя из
индивидуального плана развития).
умеет играть в ансамбле с другими детьми.
самостоятельно разбирает произведение двумя руками.
может анализировать свое исполнение.
выразительно исполняет музыкальное произведение.
знаком с основными музыкальными жанрами и формами (крупная форма,
полифония, пьеса, этюд).
обладает необходимыми теоретическими сведениями.
активно участвует в концертной деятельности.
Метапредметные:
развиты эмоциональная сфера личности и потребность самовыражения в процессе
музыкальной деятельности;
развита природная способность;
развиты коммуникативные навыки;
развит познавательный интерес.
8
1.5. Воспитательный компонент программы
Цель воспитания:
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
Результаты воспитания:
- развитие самосознания учащихся;
- формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной
ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
- развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного
взаимодействия;
- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения
межличностных конфликтов;
- укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к
реальности.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
- активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывают помощь членам коллектива, находят с ними общий язык и общие интересы.
Работа с коллективом обучающихся
Работа с коллективом обучающихся детского объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и
психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
9
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
- организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы,
собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий
в течение учебного года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
объединения «Юный пианист»
на 2025-2026 учебный год
Педагог дополнительного образования Бровко М.В.
«Учебное занятие»
№
Мероприятие
Задачи
1.
«Я рисую музыку»
Нарисовать картинку
на понравившееся
произведение.
Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация
Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация.
Развитие
коммуникабельности
обучающихся.
Понимание ценности
знаний и практических
2.
Концерт для
родителей по итогам
1 четверти
3.
Концерт «Зимняя
сказка» для детей и
родителей
объединения
4.
Новогодние
мероприятия в
ЦРТДЮ
5.
«Композитор –
это...». Беседа о
Сроки
проведения
октябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
февраль
Примечание
Для детей
младшего
возраста
Участвуют
дети со
второго года
обучения
Участвуют
все дети
объединения
Участвуют
все дети
объединения
Участвуют
все дети.
10
композиторах, чьи
произведения
исполняют дети.
6.
«Из глубины веков».
Концерт – беседа о
старинной музыке
7.
«Путешествие по
нотам». Концерт для
дошкольников
8.
Отчетный концерт
коллектива.
Выпускной вечер
1.
2.
3.
Первичный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
безопасности,
поведению на
дорогах, поведению
при угрозе ЧС и
теракта
Беседы по профилактике разрешения
конфликтных ситуаций с применением
медиативных технологий
Повторный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Профилактика
Повышение уровня
конструктивного поведения
обучающихся
Повышение уровня
конструктивного поведения
учащихся в конфликтных
ситуациях
Повышение уровня
конструктивного поведения
обучающихся
Беседу
проводит
педагог.
март
апрель
май
сентябрь
Беседу
проводит
педагог с
помощью
детей
(исполняют
произведени
я)
Участвуют
дети 1-2 года
обучения
Участвуют
все дети
объединения
Проводится
на занятии
ноябрь
январь
11
4.
5.
безопасности, поведению на дорогах,
поведению при
угрозе ЧС и теракта
Проведение бесед по
информационной
безопасности в сети
Проведение бесед по
правилам поведения
на дорогах, в общественных местах в
летнее время, по
правилам поведения
у водоемов
1.
Организационное
родительское
собрание
2.
Индивидуальные
консультации для
родителей
Открытые занятия
для родителей
3.
Формирование социальной
компетентности
март
Повышение уровня
конструктивного поведения
обучающихся
май
Работа с родителями
Знакомство родителей с
сентябрь
целями и задачами
обучения по данной ДООП,
особенностями организации
учебного процесса,
режимом работы и учебным
графиком
Решение вопросов
В течение
социального и
учебного
педагогического характера
года
Знакомство родителей с
промежуточными
апрель
результатами работы
объединения
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
1 год
1 сентября
обучения
2025 г.
31 мая
2026 г.
36
36
36
2 год
1 сентября
обучения
2025 г.
31 мая
2026 г.
36
72
72
1 раз в
неделю по
40 мин.
2 раза в
неделю по
40 мин
2.2. Условия реализации программы
12
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо просторное помещение с хорошим
освещением и вентиляцией.
Перечень оборудования учебного кабинета:
- стулья для обучающегося и педагога;
- шкаф (стеллаж, полка) для хранения учебных материалов, пособий;
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- магнитофон;
- аудиозаписи для прослушивания музыкальных произведений.
Интернет – ресурсы
https://portalpedagoga.ru/
https://www.1urok.ru
https://almanahpedagoga.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://portalobrazovaniya.ru
Кадровое обеспечение
Дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую
программу
художественной направленности «Волшебные клавиши» реализует талантливый,
творчески работающий педагог, имеющий большой практический опыт в области
работы с детьми, имеющий свою педагогическую систему, в основе которой лежит
личностно-ориентированный подход в обучении, направленный на раскрытие
индивидуальных
способностей
обучающегося,
имеющий
профессиональное
образование. Систематически проходит курсы повышения квалификации
2.3. Формы контроля (аттестации)
1 год обучения:
Декабрь – концерт для родителей (1-2 произведения)
Март - концерт для родителей (1 произведение)
Май – концерт (2 произведения)
Отчетный концерт в конце учебного года, участие в концертах Центра.
Диагностика – в начале, середине, конце года.
2 год обучения:
Декабрь – концерт (1-2 произведения)
Март – концерт (1 произведение)
Май – концерт (2 произведения)
Отчетный концерт в конце учебного года, участие в концертах Центра, в музыкальных
гостиных.
Диагностика – в начале, середине, конце года.
По итогам исполнения программы учащиеся оцениваются по трехуровневой шкале:
Высокий уровень-технически качественное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения, владение необходимыми
теоретическими сведениями.
13
Средний уровень-исполнение с небольшими недочетами, малохудожественная игра,
слабая техническая подготовка.
Низкий уровень-комплекс серьезных недостатков, невыученный наизусть текст, низкие
знания по теории музыки, слабая техническая подготовка.
Лист учета результатов
Оценка показателей по критериям: никогда – 0 баллов,
иногда (редко) – 1 балл, часто – 2 балла, всегда
(постоянно) – 3 балла
Ф.И.
ребенка
№
Технически
качественное и
художественно
осмысленное
исполнение
Владение
необходимыми
теоретическими
сведениями
Знание текста
Уровень
освоения
программы:
1-3 б –
низкий;
4-6 б –
средний;
7-9 б высокий
Всего
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итоговой диагностики учащихся
Уровень освоения программы
№
Фамилия, имя
обучающегося/уровни
освоения
Предметные
результаты
Н
С
В
Метапредметные
результаты
Н
С
В
Личностные
результаты
Н
С
Итоговая
оценка
В
1
2
3
2.4. Методическое обеспечение
Основная форма учебной деятельности – индивидуальное занятие. Используется
индивидуальный подход с учетом возможностей и интересов детей. На каждого ребенка
составляется индивидуальный репертуарный план. Широко используется и
дифференцированный подход, так как дети обладают разными способностями, степенью
обучаемости, видом музыкальной памяти, чувством ритма и т.д. Каждому ребенку
дается возможность проявить свою индивидуальность.
Методы обучения, используемые на занятиях:
1. Информационно - рецептивный – педагог сообщает информацию, а
ребенок
воспринимает
еѐ,
осознает,
фиксирует
в
памяти.
2. Репродуктивный – неоднократное повторение, закрепление полученных
знаний и способов действия, так формируются знания, умения, навыки.
3. Метод контроля (текущий – на каждом занятии, итоговый – в конце
обучения).
14
4. Частично – поисковый метод работы (самостоятельный разбор произведения,
подбор на слух, анализ произведения).
3. Список литературы
Для педагога:
1. Артоболевская А.Д. «Личность ученика и обучение» - М. 1991.
2. Лагутин А. «Основы педагогики музыкальной школы» - М. 1985.
3. Мазель В.Х. Музыкант и его руки. – СПб., 2004.
4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1958.
Для учащихся:
1. Дельнова В.В. Пьесы для фортепиано. – М., 1972.
2. Копчевский Н. Хрестоматия для фортепиано. – М., 1989.
3. Милич Б.Е. Фортепиано. – М., 2000.
4. Натансон В. Фортепианная музыка. – М., 1980.
5. Портной В. Пьесы карельских композиторов. – Л., 1986.
6. Шостакович Д.Д. Избранные пьесы. – М., 1987.
7. Чайковский П.И. Детский альбом. – СПб., 1992
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование к программе
«Юный пианист»
1 год обучения
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
контроля
сентябрь
1
1
2
2
3
3
4
4
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Организационное
занятие.
Теория.
Повторение
длительностей,
штрихов
Игра в ансамбле.
Практика.
Повторение гамм и
упражнений.
Наблюдение.
беседа
Наблюдение.
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
октябрь
5
5
6
6
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Подбор на слух
знакомых мелодий.
Практика. Работа
над ритмом в
Практическое
задание
Практическое
задание
15
7
7
Индивидуальное 1
занятие
8
8
Индивидуальное 1
занятие
9
9
10
10
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
11
11
Индивидуальное 1
занятие
12
12
Индивидуальное 1
занятие
13
13
Индивидуальное 1
занятие
14
14
Индивидуальное 1
занятие
15
15
Индивидуальное 1
занятие
16
16
17
17
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
этюде. Упражнения
на пунктирный
ритм
Игра в ансамбле с
другим учеником.
Работа над
совместным
звучанием.
Слушание музыки
в исполнение
педагога. Анализ
прослушанного.
Практическое
задание
Наблюдение.
беседа
ноябрь
Подбор на слух
аккомпанемента
Слушание музыки
в исполнении
педагога.
Вариации.
Практика. Работа
над крупным
произведением по
частям
Теория. Понятие:
форма
произведения.
Примеры
Игра в ансамбле с
другим учеником.
Работа над звуком.
Практическое
задание
Наблюдение.
беседа
Теория.
Итальянские
обозначения
характера
произведения.
Примеры
Практика. Работа
над
голосоведением в
полифоническом
произведении
Игра в ансамбле с
педагогом.
Игра в ансамбле.
Работа над
выразительностью.
Наблюдение,
беседа
Практика. Работа
над звуком в пьесе.
Полиритмия
Теория.
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
декабрь
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
январь
18
18
Индивидуальное 1
занятие
19
19
Индивидуальное 1
Наблюдение,
16
занятие
20
Индивидуальное 1
занятие
21
21
Индивидуальное 1
занятие
22
22
Индивидуальное 1
занятие
23
23
24
24
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
20
Повторение пауз.
Упражнения
Игра в ансамбле с
другим учеником.
беседа
Практика. Гамма
Ми мажор. Работа
над хроматической
гаммой
Практика. Работа
над темпом в пьесе.
Ритмические
упражнения
Игра в ансамбле.
Практическое
задание
Практическое
задание
февраль
Практика. Работа
над штрихами в
пьесе
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
март
25
25
Индивидуальное 1
занятие
26
26
Индивидуальное 1
занятие
27
27
Индивидуальное 1
занятие
28
28
Индивидуальное 1
занятие
29
29
30
30
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
31
31
Индивидуальное 1
занятие
32
32
Индивидуальное 1
занятие
33
Индивидуальное 1
занятие
Практика. Работа
над
голосоведением в
полифонии.
Практика. Работа
над темпом в
крупном
произведении
Практика. Работа
над разбором
нового
произведения.
Практика. Работа
над звуком в пьесе.
Практическое
задание
Подбор на слух
знакомых мелодий.
Практика.
Хроматическая
гамма. Работа над
темпом в крупном
произведении
Практика. Чтение
нот с листа. Работа
над ритмом в пьесе
Практика. Работа
над звуком в
произведении.
Практическое
задание
Практическое
задание
Практика. Работа
над
многоголосным
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
апрель
Практическое
задание
Практическое
задание
май
33
17
34
34
35
35
36
36
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Итого:
36
произведением.
Практика. Работа
над темпом в этюде
Практика. Чтение с
листа. Работа над
звуком в крупном
произведении
Итоговое занятие
Практическое
задание
Практическое
задание
Концерт,
беседа
Календарно-тематическое планирование к программе
«Юный пианист»
2 год обучения
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
контроля
Организационное
занятие.
Практика. Гамма
на 4 октавы,
хроматическая,
аккорды,
арпеджио
Практика. Чтение
нот с листа.
Работа над
текстом в этюде
Практика. Работа
над текстом в
произведении
крупной формы
Теория.
Повторение
штрихов,
длительностей,
размеров
Практика. Работа
над ритмом в
этюде
Практика. Работа
над штрихами в
этюде
Подбор на слух
мелодии и
аккомпанемента.
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Игра в ансамбле.
Работа над
Практическое
задание
сентябрь
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
1
1
2
1
3
2
Индивидуальное 1
занятие
4
2
Индивидуальное 1
занятие
5
3
Индивидуальное 1
занятие
6
3
Индивидуальное 1
занятие
7
4
Индивидуальное 1
занятие
8
4
Индивидуальное 1
занятие
5
Индивидуальное 1
занятие
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
октябрь
9
18
10
5
Индивидуальное 1
занятие
11
6
Индивидуальное 1
занятие
12
6
13
7
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
14
7
Индивидуальное 1
занятие
15
8
Индивидуальное 1
занятие
16
8
Индивидуальное 1
занятие
17
9
Индивидуальное 1
занятие
18
9
Индивидуальное 1
занятие
19
10
20
10
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
21
11
Индивидуальное 1
занятие
22
11
Индивидуальное 1
занятие
23
12
Индивидуальное 1
занятие
24
12
Индивидуальное 1
занятие
ритмом.
Практика. Работа
над текстом в
пьесе.
Практика. Работа
над текстом в
пьесе.
Подбор на слух
аккомпанемента
Практика. Работа
над
полифоническим
произведением
Практика.
Голосоведение в
полифоническом
произведении
Практика. Работа
над темпом в
этюде
Теория.
Итальянские
термины в музыке.
Примеры
Игра в ансамбле.
Работа над
штрихами.
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
ноябрь
Теория.
Доминантсептакко
рд. Примеры
Практика. Пьеса.
Работа над звуком
Практика. Работа
над темпом в
крупном
произведении
Практика.
Отработка штриха
легато в певучем
произведении
Практика.
Ритмические
упражнения с
синкопами и
триолями
Игра в ансамбле.
Работа над
выразительностью
.
Теория. Основные
аккорды (тоника,
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение,
беседа
19
13
Индивидуальное 1
занятие
26
13
Индивидуальное 1
занятие
27
14
Индивидуальное 1
занятие
28
14
Индивидуальное 1
занятие
29
15
30
15
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
31
16
Индивидуальное 1
занятие
32
16
Индивидуальное 1
занятие
33
17
34
17
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
25
субдоминанта,
доминанта).
Практика. Работа
над звуком в
полифоническом
произведении
Практическое
задание
декабрь
Практика. Гамма
расходящаяся.
Арпеджио
длинные. Работа
над темпом
Практика. Работа
над
голосоведением в
полифоническом
произведении
Практика. Игра
основных
аккордов в
тональности.
Игра в ансамбле.
Практика. Работа
над беглостью
пальцев
(упражнения).
Практика. Работа
над темпом в
произведениях
Практика. Работа
над звуком в
произведениях
Игра в ансамбле.
Практика. Работа
над разбором
нового
произведения.
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание.
Концерт
январь
35
18
Индивидуальное 1
занятие
36
18
Индивидуальное 1
занятие
37
19
Индивидуальное 1
занятие
38
19
Индивидуальное 1
занятие
Практика. Чтение
нот с листа.
Подбор на слух
Практика. Работа
над аппликатурой
в пьесе
Практика.
Запаздывающая
педаль. Примеры
Практика.
Упражнения на
запаздывающую
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
20
39
20
Индивидуальное 1
занятие
40
20
Индивидуальное 1
занятие
41
21
Индивидуальное 1
занятие
42
21
Индивидуальное 1
занятие
43
22
Индивидуальное 1
занятие
44
22
Индивидуальное 1
занятие
45
23
Индивидуальное 1
занятие
46
23
47
24
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
48
24
Индивидуальное 1
занятие
49
25
Индивидуальное 1
занятие
50
25
Индивидуальное 1
занятие
51
26
Индивидуальное 1
занятие
педаль
Практика. Работа
над педализацией
в пьесе
Практика.
Ритмические
группы в размере
9\8 ( упражнения).
Практическое
задание
Практическое
задание
февраль
Практика. Работа
над ритмом в
крупном
произведении.
Гамма
хроматическая
Практика.
Отработка
аккордов.
Практика.
Отработка штриха
стаккато в
аккордах.
Практика. Работа
над штрихами в
пьесе
Практика. Чтение
нот с листа.
Работа над темпом
в гаммах
Практика. Работа
над звуком в пьесе
Практика. Работа
над темпом в
крупном
произведении
Практика.
Ритмические
группы с мелкими
длительностями
(упражнения).
Практическое
задание
Практика. Работа
над звуком в
этюде. Гамма,
Аккорды в темпе
Практика. Работа
над
голосоведением в
полифонии.
Практика. Работа
над звуком в
пьесе.
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
март
Практическое
задание
Практическое
задание
21
52
26
Индивидуальное 1
занятие
53
27
Индивидуальное 1
занятие
54
27
Индивидуальное 1
занятие
55
28
56
28
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Ритмические
упражнения с
паузами
Практика.
Педализация в
произведениях
Практика. Работа
над аппликатурой
в полифоническом
произведении
Практика. Работа
над образом в
пьесе
Практика. Чтение
нот с листа
Практика. Работа
над звуком в
крупном
произведении
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
апрель
57
29
Индивидуальное 1
занятие
58
29
Индивидуальное 1
занятие
59
30
Индивидуальное 1
занятие
60
30
Индивидуальное 1
занятие
61
31
Индивидуальное 1
занятие
62
31
Индивидуальное 1
занятие
63
32
64
32
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Практика. Гамма,
арпеджио – работа
над темпом
Практика. Работа
над ритмом в
произведении.
Практика. Работа
над звуком в
произведениях
Практика. Работа
над темпом в
техничном
произведении.
Практика. Этюдработа над
штрихами
Практика. Работа
над темпом в
крупном
произведении
Практика. Чтение
нот с листа.
Практика. Работа
над
многоголосием в
полифоническом
произведении.
Практическое
задание
Практика.
Повторение
штрихов.
Практика. Гамма,
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
май
65
33
Индивидуальное 1
занятие
66
33
Индивидуальное 1
Практическое
22
занятие
67
34
Индивидуальное 1
занятие
68
34
Индивидуальное 1
занятие
69
35
Индивидуальное 1
занятие
70
35
Индивидуальное 1
занятие
71
36
Индивидуальное 1
занятие
72
36
Индивидуальное 1
занятие
Итого:72
аккорды,
арпеджио в темпе.
Работа над темпом
в этюде
Практика. Работа
над звуком в
пьесе.
Педализация
Практика. Работа
над
выразительностью
исполнения.
Практика. Работа
над темпом в
многоголосном
произведении
Практика. Работа
над звуком в
многоголосном
произведении
Практика.
Исполнение
наизусть
выученных
произведений.
Итоговое занятие.
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Концерт,
беседа
23
24