ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 4A45355F1DB284155D49F31AD1425867
Владелец: Демих Елена Борисовна
Действителен: с 12.01.2024 до 06.04.2025
Самообследование
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Центр развития творчества детей и юношества проводилось в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 14 июня 2013 г. N 462 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения самообследования
образовательной организацией», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28
октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», нормативными
приказами и письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом
Центра, внутренними локальными актами.
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости
информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах
самообследования.
При самообследовании анализировались:
образовательная деятельность ЦРТДЮ в целом по следующим позициям:
- организация образовательного процесса;
- содержание и качество подготовки обучающихся;
- организационно – массовая и культурно – досуговая деятельность;
- работа с родительской общественностью;
- методическая работа;
- кадровое обеспечение образовательного процесса по заявленным образовательным программам (качественный состав педагогических кадров);
- материально-техническая база;
- функционирование внутренней системы оценки качества образования.
Общие сведения об учреждении.
Полное наименование ОУ в соответствии с Уставом:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Сортавальского муниципального района Республики Карелия Центр развития творчества детей
и юношества
Организационно-правовая форма ОУ: муниципальное
Дата создания 1949 г.
Юридический адрес: 186790, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Горького, д.3
Телефоны: тел/факс (8-814-30) 4-58-20
Е-mail: crtdu-sornavala@yandex.ru
Сайт sortavala-crt.ru
Руководитель Центра и его заместители:
директор – Демих Елена Борисовна;
заместитель директора по УР - Ефименко Марина Владимировна;
руководитель структурного подразделения – Вешкельская Полина Валерьевна.
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности.
Нормативными актами Центра являются:
- решения (приказы) Учредителя;
- приказы (распоряжения) директора;
- внутренние локальные акты;
- трудовые договоры;
- коллективный договор;
- должностные инструкции работников.
В учреждении разработаны локальные акты:
- регламентирующие деятельность органов самоуправления;
- регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения участников - образовательного
процесса;
- регулирующие трудовые отношения.
Собственная нормативно-правовая и организационно-распорядительная документация
соответствует действующему законодательству РФ и является достаточно эффективной для
выполнения функций Учреждения в сфере дополнительного образования.
Вывод:
Учреждение
располагает
необходимыми
организационно-правовыми
документами необходимыми для ведения образовательной деятельности.
1. Оценка системы управления организацией
Структура Учреждения включает в себя:
помещения для осуществления образовательной деятельности (г. Сортавала, ул. Горького, д.3
и ул. Ленина, д.1а, п. Вяртсиля, ул. Заводская, д.5)
Управление Центром осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,
Уставом учреждения на принципах единоначалия и коллегиальности. Непосредственное
управление Центром осуществляет директор.
Коллегиальными органами управления Центра являются: общее собрание работников
Центра, Педагогический Совет. Полномочия органов управления, права и обязанности его
членов закреплены Положениями, одобрены собранием трудового коллектива и утверждены
директором. Административное руководство осуществляется директором, его заместителем по
учебной работе. В деловой коммуникации администрация Учреждения активно пользуются
информационно-коммуникационными технологиями.
Учредителем учреждения является Администрация Сортавальского муниципального
района. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Администрации
осуществляет Районный комитет образования. Учреждение выполняет муниципальное задание,
сформированное и утвержденное Учредителем, в соответствии с Уставом и основными видами
деятельности Учреждения. Учреждение является юридическим лицом.
При организации образования в учреждении учитываются следующие приоритетные
принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Перечисленные позиции
составляют концептуальную основу образования детей в учреждении, которые соответствует
главным принципам гуманистической педагогики.
Задачи МБОУ ДО Сортавальского МР РК ЦРТДЮ:
- обеспечение доступности дополнительного образования для детей и молодежи всех
социальных и возрастных групп в соответствии с их интересами, склонностями и характером
образовательных потребностей;
- создание условий для успешной социализации и адаптации детей и молодежи в
современных социально-экономических условиях, их личностного развития, формирования
общей культуры, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профориентация детей и
молодежи, организация их содержательного досуга;
- воспитание самостоятельной, социализированной, гармонично развитой, творческой,
физически крепкой личности, осознающей ответственность перед обществом и государством.
- создание методической службы, отвечающей современным требованиям развития
системы дополнительного образования детей и молодежи; осуществление инструктивнометодической
работы,
оказание
практической
помощи
педагогам
дополнительного
образования.
Вывод: данная система управления достаточно эффективна для обеспечения
выполнения функций Центра в сфере дополнительного образования в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
2. Оценка образовательной деятельности
2.1. Образовательная деятельность
Образовательная деятельность в Центре организована в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», санитарноэпидемиологических
правилами
и
нормативами
-
СП
2.4.3648-20
"Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28) и на основании Устава Центра.
Образовательный процесс ориентирован на обучение, воспитание и развитие детей
с
учетом
их
индивидуальных,
возрастных,
психологических,
интеллектуальных
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей
путем создания системы благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и творческого развития каждого ребенка.
Учреждение осуществляет образовательный процесс на основе учебного плана, в
соответствии с образовательной программой.
Уровень
и
направленность
реализуемых
общеразвивающих
программ
соответствует установленным требованиям. Все программы, реализуемые в МБОУ ДО
Сортавальского МР РК ЦРТДЮ, учитывают образовательные потребности и возрастные
особенности детей.
В учебном процессе педагогами используются различные формы обучения, в том числе:
беседы, игровые технологии, защита проектов, презентации, конкурсные работы, участие
в конкурсах и фестивалях, отчетные концерты. Организация учебного процесса
соответствует требованиям действующих нормативно- правовых документов.
Содержание образования строится на идее образования как фактора развития личности,
дополнительного образования как гаранта прав ребенка на свободное участие в культурной
жизни социума.
Образовательная деятельность в Центре предоставляется обучающимся в их свободное
время на основе добровольного выбора образовательной области, вида деятельности,
направления и профиля программы, времени ее освоения.
В 2023 году Центр предоставил обучающимся возможность получения дополнительного
образования по следующим направленностям:
а. естественно-научная,
б. социально - гуманитарная,
в. художественная,
г. техническая,
д. физкультурно-спортивная,
е. туристско-краеведческая.
В 2023 году все программы реализовывались в очной форме.
В связи с высокими ценами и нестабильной финансовой ситуацией в 2023 году не
удалось оснастить материально-техническую базу Центра для качественного проведения
занятий с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Исходя из сложившейся ситуации, в Центре продолжается работа на 2024 год по
планированию мероприятий в целях минимизации выявленных проблем:
- обучение педагогов дополнительного образования по тематическим дополнительным
профессиональным программам повышения квалификации, направленных на формирование
или совершенствование икт-компетенций;
- повышение компьютерной грамотности для последующего обеспечения качества
образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий;
- оснащение материально-технической базы Центра.
В 2023 г одной из важных задач учреждения, по-прежнему, осталось выполнение показателей
Национального проекта «Образование» в рамках Федерального проекта «Успех каждого
ребенка». Для реализации поставленных задач в учреждении в 2019г было создано и
продолжает работать структурное подразделение
Муниципальный (опорный) центр
дополнительного образования детей Сортавальского муниципального района (далее МОЦ).
В 2023 г одной из важных задач учреждения, по-прежнему, осталось выполнение
показателей Национального проекта «Образование» в рамках Федерального проекта «Успех
каждого ребенка». Для реализации поставленных задач в учреждении в 2019г было создано
структурное подразделение Муниципальный (опорный) центр дополнительного образования
детей Сортавальского муниципального района (далее МОЦ).
Структура подчиненности МОЦ
Директор ЦРТДЮ
Руководитель МОЦ
Методисты МОЦ
Функции МОЦ 2023 г
продолжение взаимодействия с Региональным модельным центром дополнительного
образования
детей
Республики
Карелия,
а
также
образовательными
организациями
Сортавальского муниципального района и Республики Карелия;
дальнейшее создание, апробация и внедрение модели обеспечения равного доступа к
дополнительным общеобразовательным программам;
оказание организационно-методической поддержки реализации дополнительных
общеобразовательных программ, в том числе для детей из сельской местности в Сортавальском
муниципальном районе;
анализ состояния инфраструктурного, материально-технического, программнометодического и кадрового потенциала в системе дополнительного образования детей
Сортавальского муниципального района;
содействие в распространении и внедрении лучших и новых практик, современных
вариативных востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной
направленности для детей, в том числе с использованием дистанционных технологий;
развитие системы независимой оценки качества услуг дополнительного образования
детей;
обеспечение реализации мер по непрерывному развитию управленческих и
педагогических кадров системы дополнительного образования детей, включая повышение
квалификации, профессиональную переподготовку, стажировки;
проведение совместной с профильными организациями работы по поддержке и
сопровождению одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
содействие в вовлечении детей, в том числе детей из сельской местности и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, в систему дополнительного образования детей
Сортавальского муниципального района;
формирование
информационно-телекоммуникационного
контура
системы
дополнительного образования детей района включающий: содержательное наполнение и
функционирование муниципального сегмента ГИС «Навигатор» (информационного портала
Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Карелия) в
системе
дополнительного
образования
детей;
информирование
родителей,
детей,
общественности, сетевых партнеров; ведение публичного перечня мероприятий для детей и
молодежи в Сортавальском муниципальном районе.
Анализ проделанной работы МОЦ за 2023 г.
1.
Реестр дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
в 2023 г составил 131 программу (информация на конец 2023 г. ГИС «Навигатор»), из
них в статусе «опубликовано» и доступно к подаче заявок - 131 программа по 6
основным направленностям:
2.
Техническая
Естественнонаучная
Художественная
Физкультурно – спортивная
Социально-гуманитарная
Туристко - краеведческая
Все программы, участвующие в ПФДО ранее успешно прошли экспертизу, общий
средний балл экспертов – 21.071 (при нижнем пороге 20.00 баллов), в т.ч. по
направленностям:
Техническая – 20;
Естественнонаучная – 21.333;
Художественная – 21.489;
Физкультурно – спортивная – 21.75;
Социально-гуманитарная – 19.836
Одной из задач на 2023 г для МОЦ было методическое сопровождение учреждений
Сортавальского муниципального района участников системы ПФДО, направленное на
улучшение разработанных программ технической и социально
– гуманитарной
направленностей, а также приведение всех остальных программ к новому порядку
прохождения независимой оценки качества (НОК).
3.
Количество разработанных и реализованных программ ДО разной формы:
разноуровневых до 37 (план на 2022 г – не менее 3);
в сетевой форме - 14 (план – не менее 1);
с использованием электронных форм обучения (дистанционных) - 42 (план - не
менее 1 по каждой направленности, кроме физкультурно-спортивной);
мероприятий
опубликованных
в
ГИС
«Навигатор»
по
Сортавальскому
муниципальному району – 17.
4.
Согласно
расчету
нормативной
стоимости
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ, номинал сертификата ПФ в 2023 г. был пересмотрен и
увеличен до 14 870,00 руб. (13 410 руб. в 2022г).
5.
Общее количество открытых инфраструктурных мест по программам «Новые места в ДО»
составило – 112 от плановых 162. Уменьшение данного показателя произошло в связи с
невозможностью реализации на территории Сортавальского муниципального района
программ дополнительного образования технической направленности. В основе данной
проблемы лежит острая нехватка обеспечения кадрами технических программ.
6.
В рамках реализации Национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех
каждого ребенка» в Сортавальском муниципальном районе было выдано 600 сертификатов
ПФ (план – 1022), что составило фактически 14,67% от планового показателя – 25% на 2023
г. Выполнение – 70,00%.
7.
Доля детей от 5 до 18 лет, охваченных ДО в Сортавальском муниципальном районе,
составила на конец 2023г – 64,36% (1974чел) от плановых – 74% (3067). Программами
технической и естественнонаучной направленности – 74,43% (792 чел) от плановых –
26%(1064).
8.
Методист МОЦ ДОД
естественнонаучной направленности в 2023 году организовал
следующие мероприятия:
- экологическая игра -квест «ООПТ-квест»
- Районная историческая игра-квест «Как это было», приуроченная к 79-летию
освобождения Ленинграда от блокады;
- Республиканский социальный эколого-просветительский проект «LUONDO»
- Тематические мероприятия, посвященные Всемирному дню водно-болотных угодий;
- Муниципальный творческий конкурс «Мягкие лапки»
- Участие в Межрегиональном конкурсе по экологии леса и охране природы «Берендей»
- Муниципальный конкурс исследовательских работ «Я-исследователь»
- Участие во Всероссийской акции «День птиц»
- Республиканский конкурс исследовательских работ «Теперь я это знаю»
- Муниципальный конкурс «Лесная красавица»
9.
Методисты МОЦ (являющиеся региональными экспертами), проводят экспертизу
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ других районов
республики по запросу Регионального модельного центра (РМЦ) в рамках изменившихся
требований регламента НОК.
2.2. Принципы организации образовательного процесса
Образовательный процесс направлен на создание благоприятных условий для
обеспечения полноценности жизни ребенка на каждом из возрастных этапов и строится на
основании следующих принципов:
- научности, целостного видения мира, самого себя и своих человеческих функций во
взаимоотношениях с природой, обществом, деятельность, направленная на нормализацию
различных сфер жизни,
- природосообразности: построения образовательного процесса на основе детских
интересов с учетом природных задатков, половозрастных, индивидуальных особенностей,
- гуманизации и гуманитаризации,
- демократизации: реализация сотрудничества ребенка со взрослым, самоорганизация и
самоопределение в выборе видов деятельности,
- индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно
- исследовательской деятельности
- учета регионального компонента: национальных и культурных традиций, природных и
социально - экономических условий, характерных для региона;
- преемственности всех структурных элементов системы на уровне содержания, форм,
методов, педагогических технологий;
- развивающего характера образования,
- личностно - ориентированного подхода в образовании и воспитании,
- деятельностного подхода в получении знаний и умений.
2.3. Условия организации образовательного процесса.
Деятельность детей и подростков осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях по интересам.
В зависимости от сложности программ занятия могут проводиться со всем составом
объединения, по группам или индивидуально.
Численный состав объединений определяется в зависимости от характера деятельности,
возраста обучающихся, санитарно - гигиенических правил и нормативов СанПиНа.
Объем
учебной
нагрузки
по программам, периодичность
проведения занятий
определяется учебным планом Центра.
Продолжительность занятий в объединениях различного профиля определяется
нормами СанПиНа и составляет от 30 минут до 2 по 45 минут с 10 минутным перерывом.
Формами организации образовательной деятельности являются учебные группы,
профильные лагеря, обучение по индивидуальным образовательным маршрутам.
Занятия ведутся на базе Центра, дошкольных образовательных организаций, школ, с
которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии, о безвозмездном использовании
помещений для реализации дополнительных образовательных программ.
Договоры сетевого взаимодействия заключены со следующими общеобразовательными
организациями:
- МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1;
- МКОУ Сортавальского МР РК Пуйккольская СОШ;
- МКДОУ Сортавальского МР РК Д/С №23 Корпус 1;
- МКДОУ Сортавальского МР РК Д/С №23 Корпус 3
- МКДОУ Сортавальского МР РК Д/С №23 Корпус 8
В рамках сетевого взаимодействия на базе данных образовательных организаций
реализуются 12 программ социально-гуманитарной, художественной и естественно-научной
направленностей, это на 2 программы меньше, чем в 2022 году
Кроме сетевого взаимодействия для реализации дополнительных общеобразовательных
программ Центр сотрудничает со школами и детскими садами района на основании
заключенных Договоров о совместной деятельности:
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ№3
МКДОУ Сортавальского МР РК Д/С №23 Корпус 1
МКДОУ Сортавальского МР РК Д/С №23 Корпус 4
МКДОУ Сортавальского МР РК Д/С №23 Корпус 6
МКДОУ Сортавальского МР РК Д/С №23 Корпус 8
МКОУ Сортавальского МР РК ООШ № 4
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 7
МКОУ Сортавальского МР РК Рускеальская СОШ
МКОУ Сортавальского МР РК Хаапалампинская ООШ
Обучение ведется на добровольных началах, по выбору.Обучающиеся приходят на занятия в
свободное от основной учебы время.Обучающимся предоставляется возможность сочетать
различные направления и формы работы.
Допускается переход обучающихся из одного объединения в другое.
Обучение организуется в течение всего учебного года, включая каникулы. Учебный
год в Центре начинается, как правило, 1 сентября. Для групп первого года обучения с 15
сентября
(1-15
сентября
комплектование
групп),
заканчивается
для
большинства
обучающихся 31 мая.
Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий.
Расписание занятий составляется с учетом возможностей педагогов, возрастных особенностей
детей, пожеланий родителей, занятости кабинетов и санитарно - гигиенических условий,
утверждается директором Центра. Перенос занятий педагогам разрешается по согласованию с
администрацией. В течение года расписание может корректироваться.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит взаимосвязь и
взаимодействие
всех
участников
образовательного
процесса:
педагогов,
родителей,
обучающихся и администрации.
В летний период 2023 году в Центре проводился специализированный (профильный)
лагерь.
Количество детей, посещающих специализированный (профильный) лагерь
50
50
50
45
45
40
35
30
30
летний
25
20
осенний
15
15
10
5
0
0
2021
2022
2023
2.5. Анализ образовательной деятельности
В
2023
году
обучение
в
Центре
осуществлялось
по
77
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, что на 8 программу меньше, чем в 2022
году. Из них 6 программ по социально-гуманитарной направленности; 2 программы по
физкультурно-спортивной
направленности;
12
программ
по
естественнонаучной
направленности; 1 программа туристско-краеведческой направленности и по художественной
направленности – 54 программы. 22 программы являются программами персонифицированного
финансирования. Программы рассчитаны на обучение детей в возрасте 5 – 18 лет. В течение
года
в
Центре
продолжалась
работа
по
программно-методическому
обеспечению
образовательного процесса. Велась работа по коррекции уже существующих программ и
созданию новых, по развитию методического обеспечения программ, разработке системы
мониторинга образовательной деятельности Центра, разработке и коррекции диагностических
материалов к реализуемым программам. Анализ динамики количества реализуемых программ
по направленностям показывает, что по сравнению с предыдущим годом произошло
уменьшение объема реализуемых программ в процентном соотношении по направленностям. В
то же время программы художественной направленности остаются наиболее востребованными
среди учащихся, занимающихся на базе Центра. Но в тоже время стоит отметить, что самое
максимальное количество детей остается у педагогов естественнонаучной направленности
(Пронина Л.Н. 354 учащихся и Мартынова О.Ю. 221 учащихся)
.
Разнообразие образовательных программ позволяет расширить возможности детей в
выборе своего образовательного маршрута.
Востребованность по направленностям
65%
70%
60%
50% 50%
50%
40%
30%
2021
33% 30%
15%
2022
17%
2023
12% 11%
20%
3% 3% 3%
10%
0% 1% 1%
0% 1% 1%
0%
По-прежнему большой процент составляют программы дошкольного и начального
общего образования, что связано с
запросом образовательных организаций, заключивших
договора с Центром о совместной деятельности по организации дополнительного образования
учащихся. Число программ дошкольного и начального общего образования, реализуемых на
договорной основе в 2023 году составляет 36. Достаточно большой спектр программ
предоставлялось обучающимся среднего школьного возраста. В то же время остается
недостаточно программ для обучающихся старшего школьного возраста, все те же 6 % от
числа реализуемых в Центре. На сегодняшний день необходимость расширения спектра
программ практической направленности, обеспечивающих успех в жизни, наиболее полное
удовлетворение интересов и потребностей обучающихся; разработка и реализация программ
дополнительного образования, привлекательных для обучающихся среднего и старшего
возраста остается актуальной.
Количество программ, реализуемых на базе ОУ и ДОУ
60
52
50
49
40
2022
30
2023
20
22
16
12
11
10
0
ОУ
ДОУ
ЦРТДЮ
В связи с этим сохраняется необходимость анализа интересов подростков и расширения
спектра программ для привлечения детей подросткового возраста.
На базе Центра реализуются программы на платной основе.
Учреждение предоставляет платные дополнительные образовательные услуги в целях
наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан за рамками
государственных
образовательных
стандартов
и
не
предусмотренных
установленным
муниципальным заданием. Для оказания платных образовательных услуг Учреждение создает
следующие необходимые условия:
Соответствие действующим санитарным правилам и нормам СанПин;
Соответствие требованиям по охране и безопасности здоровья потребителей услуг;
Качественное кадровое обеспечение;
Необходимое учебно-методическое и техническое обеспечение.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, реализуемые на платной
основе, разрабатываются и утверждаются Учреждением самостоятельно.
Содержание программ, форма и продолжительность обучения по ним, также
определяются Учреждением самостоятельно. Содержание и формы организации занятий,
входящих
в
комплекс
дополнительных
образовательных
услуг,
устанавливается
администрацией Учреждения, с учетом его реальных возможностей, пожеланий родителей,
мнения
обучающихся.
Ответственный
за
организацию
платной
услуги
проводит
подготовительную работу, включающую в себя изучение спроса граждан на предоставляемую
услугу, рекламную деятельность, составление предварительной сметы доходов и расходов и
другие необходимые мероприятия. Рабочий план подготовительного этапа согласуется с
администрацией Учреждения.
В связи с недостаточными возможностями учреждения и снижением запроса социума в
2023 г. в составе образовательных программ, реализуемых на платной основе, полностью
отсутствует естественнонаучная направленность и уменьшилось количество программ
художественной
направленности.
Увеличилось
количество
программ
по
социально-
гуманитарной направленности.
Год
Количество программ по направленностям
Социально-
Художественная
Естественнонаучная Всего
гуманитарная
2022
14
4
2
20
2023
26
2
0
28
Учитывая постоянно меняющиеся запросы окружающего социума педагоги Центра
ежегодно корректируют имеющиеся программы и разрабатывают новые.
Внесены изменения в программы Школы эстетического развития по итогам
анкетирования родителей в мае 2022 г. По запросу родителей продумано создание и реализация
программ оздоровительного цикла, программ для детей с ограниченными возможностями
здоровья: «Будем здоровы», «Здоровейка»
С 2023 года в Центре началась реализация новых программ социально-гуманитарной
направленности, разработанных для удовлетворения высоких потребностей родителей: ДООП
«Звуковишки» для групповой и индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые
нарушения; ДООП «Юный лингвист» для индивидуальной работы с обучающимися 6-го класса
по русскому языку; ДООП «Мать и дитя» для совместной деятельности ребенка 2-3 лет с мамой
и педагогом. Организована Студия развития- группа кратковременного пребывания для детей
дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. В этой разновозрастной
группе реализуются 4 новых ДООП: «Познание», «Музыкальные ступени», «Мир вокруг нас»,
«Здоровейка».
Наполняемость в платных группах в 2023 году снизилась на 14%. В целом это
прослеживается в связи с уменьшением рождаемости.
Год
Количество программ по направленностям
Социально-
художественная
естественнонаучная Всего
48
2
гуманитарная
2022
264
314
2023
248
22
0
270
Если по художественной направленности снижение контингента обусловлено переводом
групп на бесплатную основу, то по 5-6 лет в Школе эстетического развития необходим
тщательный разноплановый мониторинг для определения причин.
2.6. Воспитательная работа
В 2023 году воспитательная работа проводилась согласно плану работы Учреждения и была
направленна на формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей. С
сентября 2023 года реализуется программа воспитания на 2021-2026 учебный год, которая
направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем
гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
В Учреждении ежегодно проводятся мероприятия различных направлений (ФОРМЫ)
–
выставки,
конкурсы,
фестивали,
мастер-классы,
открытые
занятия,
концертная
деятельность и т.д..
Во время летних каникул на базе Учреждения проводился оздоровительный лагерь с
дневным пребыванием учащихся. Программа лагеря была насыщенна различными
мероприятиями, что позволяет оптимально организовать досуг детей, способствовать их
нравственному и физическому развитию.
Во всех мероприятиях активно участвовали педагоги, обучающиеся и родители и за год
составило 74 очных и 19 конкурсов в он-лайн формате (по сравнению с 2022 годом 66 очных и
18 конкурса в он-лайн формате). В Центре были организованы и проведены выставки рисунков
и поделок.
А также уже традиционно Учреждение является организатором фестивалей и
конкурсов районного и регионального уровней:
1. Региональный конкурс юных исполнителей эстрадной песни «Маленькие звездочки (в
нем приняло участие 150 солистов, в 2022 году -145 солистов).
2. Открытый региональный театральный фестиваль-конкурс «Давайте Делать Добро»
(приняло участие около 230 участников, в 2022 году -200 участников).
3 Районные соревнования юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо2023» (приняло участие 32 учащихся Сортавальского района, в 2022 году- 24 ребенка).
4. Районная военно-патриотическая игра «Победа» 88 человек (в 2022 году 66)
5. Районная военно-патриотическая игра «Георгиевская лента» 65 человек (в 2022 году -70
человек состоялась)
5. Отчетный концерт творческих коллективов ЦРТДЮ 197 человек (в 2021 году - 250)
6. Региональный фестиваль-конкурс (с международным участием) «На берегах Ладоги»
(приняло участие 200 детей Сортавальского района, в 2022 году – 200)
7. Районная военно-патриотическая игра «Зарница 2023»
Проведенные мероприятия получили положительную оценку и отзывы со стороны
родителей, зрителей, сопровождающих и участников, что свидетельствует о достойной
подготовке и высоком уровне проведения.
Вывод: в целом самоанализ воспитательной работы показывает, что в 2023 году по данному
разделу в Центре была проведена большая работа на хорошем уровне, 1864 ребенка приняли
участие в конкурсах и фестивалях различного уровня (в 2022 году 1789 детей). Участие детей
значительно выросло с прошлым годом, так как ограничения были смягчены или вовсе
отсутствовали. Тем самым цель прошлого года достигнута.
Задача на следующий год: повышение родительской инициативности и активности в
организации воспитательных мероприятий.
3. Оценка учебного процесса
В 2023 году педагоги полностью вернулись к очной форме обучения. В объединениях
Центра занимаются 1991 учащийся (зачисленных через ГИС Навигатор, по факту 1346).
Занятия с детьми
образовательных
организованы не только на базе Центра, но и на базе дошкольных
организаций,
школ,
с
которыми
заключены
договоры
о
сетевом
взаимодействии и о безвозмездном использовании помещений. Показатели числа учащихся по
сравнению с 2022 годом увеличилось
Численность учащихся, организуемых на базе Центра и других ОУ
700
600
500
400
300
200
100
0
676
619
568
490
441
259
1
1
Центр 2021
229
52
4
Центр 2022
165
00
00
79 69
00
010
00
032
Центр 2023
ОУ 2021
ОУ 2022
ОУ 2023
По-прежнему большой процент составляют программы художественной направленности
и программы, реализуемые на базе дошкольных учреждений и начального общего образования.
Эта работа выстраивалась на протяжении нескольких лет и благодаря плотной связи между
педагогами Центра с классными руководителя и воспитателями детских садов. В 2023 году
удалось охватить практически все старшие и подготовительные группы ДОУ.
Анализ контингента обучающихся по–прежнему показывает преобладание среди
обучающихся девочек, что связано с малой долей программ технической, туристскокраеведческой и физкультурно-спортивной направленностей и программ для старшего возраста
(15-18 лет).
Обучение в Центре в определенной мере способствует решению
психологических проблем детей и подростков, связанных с социальными условиями,
семейными
неурядицами,
возрастными
особенностями,
школьными
перегрузками,
сложностями в общении, состоянием здоровья. Содержание практически всех программ
включает вопросы валеологии, развития коммуникативных умений воспитанников, проблемы
самовоспитания и саморегуляции. Обучение по программам позволяет корректировать
отношение детей к обществу, природе, себе и своему здоровью; вести профилактическую
работу асоциального поведения детей; пропагандировать здоровый образ жизни. Большое
место в программах отводится формам организации занятий, направленным на укрепление
здоровья воспитанников. Сохранению здоровья воспитанников
способствует использование педагогами
в процессе обучения
на занятиях широкого спектра валеологически
обоснованных методов и приемов, организация походов и экскурсий, подвижных игр на
воздухе. Укреплению здоровья обучающихся способствует обучение
хореографии, ритмики.
по программам
По-прежнему 1 % обучающихся приняли участие в индивидуальных и групповых
исследовательских проектах. При выполнении творческих и научно – исследовательских работ
учащиеся ведут относительно самостоятельные исследования. Исследования ведутся как в
природе во время краткосрочных выходов, так и стационарно. Тематика исследовательских
работ разнообразна (в 2023 году это были «Девочка из прошлого», «Изучение шоколада»,
«Выращивание каштана в домашних условиях»). Области интересов обучающихся включают
как
изучение отдельных объектов природы так и комплексные исследования экосистем,
истории и культуры края. Учащиеся принимают участие в конкурсах исследовательских работ
разных уровней, при этом показывают высокие результаты. Необходимо расширение проектной
деятельности за счет участия в региональных и Всероссийских проектах посредством выхода на
образовательные интернет- сайты с привлечением к участию образовательных и общественных
организаций города. Наполняемость учебных групп соответствует требованиям СанПина.
Посещаемость занятий детьми в течении года сохраняется на уровне 40 – 90 %. Анализ
анкетирования детей показал, что пропуски занятий большей частью связаны с болезнью детей
и загруженностью в школе и изменениями расписания в школе в отдельные дни.
Сохранность контингента в течение 2023 года
Сохранность контингента является одним из показателей оценки деятельности Центра.
На протяжении последних лет предпринимаются меры по сохранности контингента. В течение
каждого учебного года есть движение контингента обучающихся, но без отчислений не
обойтись (отчисляются в основном по причине переезда, в редких случаях в связи со сменой
интересов).
300%
200%
100%
2023
2022
0%
2021
На данной диаграмме видно, что на конец 2022 года по сравнению с предыдущим годом,
отчисление детей уменьшилось.
Вывод: необходимо проанализировать работу педагога с родителями и установить
полноценное взаимодействие с родителями; провести необходимые разъяснения о значимости
для детей в выборе и освоении программ дополнительного образования.
На базе Центра реализуются программы на платной основе. Цель платных
образовательных услуг
-
удовлетворенность
потребности
обучающихся
и
родителей
в
получении
дополнительного образования и развития личности детей
-
получение прибыли для улучшения материально-технической базы Центра
Общее количество обучающихся
В 2022 году английский язык посещали дети 1-8 классов, в 2023 году был разработан и
реализован углубленный модуль для 9 класса. По сравнению с 2022 году спектр программ на
платной основе расширился, что позволило улучшить показатель и финансовую составляющую
Центра.
Проанализировав показатели видно, что английский язык у детей пользуется большим
спросом, а естественнонаучная направленность остается мало востребованным. Низкие
показатели по естественнонаучной направленности прослеживается не только в отдельно
взятом учреждении, но и в Республике в целом.
Вывод: рассмотреть возможность для приобретения материально-технической базы по
естественнонаучной направленности, открытия дополнительных групп для младшего
школьного возраста.
6. Оценка востребованности выпускников
В Центре реализуются программы для детей от 5 до 18 лет. Сложившаяся система
работы в учреждении способствует успешной социализации обучающихся творческих
объединений. В результате освоения программ дети учатся хореографическому, театральному,
изобразительному искусству, а также у них формируется позитивное отношение к
окружающему
миру
и
к
здоровому
образу
жизни.
Проанализировав этот показатель, необходимо обратить внимание на профориентационную
работу с выпускниками. Разработан план мероприятий на следующий учебный год. В рамках
этого плана реализуется проект «Поделись опытом»
Педагогам необходимо развивать социальную активность
обучающихся; оказывать
поддержку социально-ценных инициатив; увлечений, интересов. Необходимы презентации
личных творческих достижений обучающихся, оформления портфолио учащихся,
что
способствует повышению их самооценки. При организации занятий с детьми среднего и
старшего возраста педагогам необходимо больше внимания уделять профессиональной
направленности и самоопределению обучающихся в будущей профессиональной сфере.
7. Оценка внутренней системы качества образования
7.1. Система оценки качества образования.
В Центре разработана внутренняя система оценки качества образования, которая
предусматривает изучение и анализ соответствия имеющихся условий и результатов
образовательной деятельности учреждения, обеспечение объективного информационного
отражения состояния дополнительного образования, отслеживание динамики качества
предоставляемых дополнительных образовательных услуг, эффективности педагогической
деятельности.
К основным направлениям мониторинга относятся:
соблюдение законодательства в сфере образования;
качество условий реализации образовательного процесса
качество реализации образовательного процесса
качество результатов образовательного процесса
профессиональное мастерство педагогов;
организация управленческой деятельности;
социокультурная и досуговая деятельность;
эффективность воспитательных и образовательных систем;
выполнение социального заказа;
инновационная деятельность.
Эффективность
реализации
образовательных
программ;
установление
фактического уровня освоения обучающимися учебных программ, реализуемых Центром,
оценивается через систему промежуточной и итоговой аттестации. Оценивается:
- уровень учебных достижений
- уровень освоения обучающимися образовательных программ
- уровень сформированности познавательных умений, интересов
- уровень сформированности исследовательских умений
- уровень сформированности коммуникативных умений
- уровень владения творческой деятельностью
- уровень воспитанности
- уровень социальной адаптации воспитанников
Данные параметры оцениваются с помощью системы критериев, разработанных к
каждой образовательной программе. Общий уровень освоения образовательных программ
обучающимися определяется по следующим показателям: низкий, средний, высокий
уровни. Опрос педагогов Центра показал, что наряду со сложностью проведения занятий в
дистанционном режиме были трудности и в достижении определенных результатов
практически по каждой направленности.
В мае 2023 года педагоги проводили итоговую диагностику.
Высокий уровень освоения программ
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
2021
2022
2023
Средний уровень освоения программ
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
2021
2022
2023
Низкий уровень освоения программ
5
4,5
4
3,5
3
2,5
2
1,5
1
0,5
0
2021
2022
2023
Вывод: проанализировав данный показатель видно, что освоение программ по всем
направленностям сохраняются на достаточно высоком уровне. Такие направленности как
физкультурно-спортивная и туристско-краеведческая не учитывались в итоговой
диагностике, так как реализуются с сентября 2023 года и проходили только
промежуточную диагностику.
Необходимо продолжить работу над повышением качества знаний учащихся:
-целенаправленно работать по формированию внутренней мотивации учащихся;
- вести ежедневный контроль посещаемости, индивидуальное консультирование,
организация взаимопомощи, поддерживать связь с родителями;
- организация участия детей конкурсах, викторинах, фестивалях различного уровня.
8. Оценка кадрового потенциала
В период самообследования в Центре работали 25 педагогов дополнительного
образования. Из них 3 педагога имеют внутреннее совместительство и 6 педагогов внешние
совместители. Коллектив педагогического состава относительно стабилен: стаж работы в
Центре 80 % педагогов составляет 10 лет и более. Педагогический состав характеризуется
высоким уровнем образования и квалификации: 61 % педагогов имеют высшее образование,
44,5 % - высшую и первую квалификационные категории. В Центре более 55,5 % педагогов
пенсионного и предпенсионного возраста, 61 % педагогов имеют стаж работы более 25 лет.
Таблицы 1,2,3 отражают состояние кадрового потенциала.
Табл. 1 Анализ кадрового потенциала по уровню образования
Направленность
Естественнонаучная
Кол-во педагогов с высшим
образованием (%)
4/ 100 %
Количество педагогов со
средним образованием
социально-гуманитарная
3/ 75 %
1/25%
художественная
6/ 46 %
7/ 54 %
техническая
1/ 100 %
Физкультурно-спортивная
2/100%
Туристско-краеведческая
1/100 %
ИТОГО
14 / 80%
11/ 70 %
Табл. 2 Анализ кадрового потенциала по уровню квалификации
Учебный год
Количество педагогов,
имеющих высшую
категорию (%)
Естественнонаучная
3 / 100 %
социальнопедагогическая
1 / 50 %
художественная
4 / 30 %
Количество педагогов, имеющих
первую категорию (%)
2/ 30 %
техническая
1/ 100 %
Физкультурноспортивная
Туристскокраеведческая
Итого:
8/73 %
3/ 27 %
Проанализировав данные таблицы видно, что не все педагоги дополнительного
образования неохотно проходят аттестацию. Анализ мероприятий, которые были проведены в
Центре по вопросу подготовки педагогов к новой модели аттестации, свидетельствует об
отсутствии системности в работе по этому направлению. В 2023 году педагоги художественной
направленности прошли аттестацию на категорию по новой модели (1 педагог по
естественнонаучной направленности).
Табл. 3 Анализ кадрового потенциала по педагогическому стажу
Учебный год
До 5 лет
5 – 10 лет
Естественнонаучная
1/25%
социально-
1/25%
10 – 15 15 – 20 20 – 25 Более 25
лет
лет
лет
лет
3 / 75 %
1/25%
2 /50 %
педагогическая
художественная
3/ 21 %
1/3,5%
2/7%
3/21
2/3%
техническая
1 / 100 %
Физкультурноспортивная
1/50%
Туристскокраеведческая
Итого:
3/ 58 %
1/50%
1/100%
2/ 4 %
4/17 %
4/17%
1/ 4 %
2/9%
13/49 %
Сохраняется достаточно высокий творческий потенциал коллектива Центра и
результативность деятельности. Более 50 % педагогического состава коллектива удостоены
ведомственных наград Российского и республиканского значения: 3 педагога - Почетное звание
«Почетный работник общего образования Российской Федерации», 1 педагог - Почетная
грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 1 педагог - Почетная
грамота Министерства образования Республики Карелия
С целью повышения качества образовательного процесса педагогические и руководящие
работники Центра систематически должны повышать свой профессиональный уровень. В
течение 2023 года педагогические работники Центра обучались на курсах повышения
квалификации по своей направленности в большей степени в дистанционном формате, но этот
показатель значительно ниже прошлогоднего. При реализации программ педагоги испытывали
определенные трудности, связанные с отсутствием необходимых компетенций для подготовки
к дистанционным занятиям и их проведению, т.к. эти навыки, как отметили большая часть
педагогов, ранее не практиковались.
Стоит также отметить, что в 2023 году по сравнению с 2022 годом удалось провести
открытые занятия и мастер-классы.Анализ педагогической деятельности в целом показал рост
количества мероприятий, открытых занятий и мастер-классов.
В то же время сохраняется потребность в наличии технических специалистов для организации и
проведении занятий с детьми, а также массовых мероприятий с родителями.
9. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
Информационное обеспечение образовательного процесса направлено на поэтапное
формирование единой информационной среды Центра, позволяющей повысить интенсивность
обмена информацией в управленческом, образовательном, воспитательном и других процессах.
В рамках единой информационной системы создана и функционирует локальная сеть Центра
(«Интернет»), которая в настоящее время объединяет 9 компьютеров, на базе которых созданы
рабочие места педагогов и других сотрудников Центра. Информационное обеспечение качества
образования позволяет осуществлять:
- хранение и доставку учебно-методических ресурсов с использованием E-mail;
- оперативный обмен информацией;
- электронный документооборот и хранение документов, отражающих деятельность Центра;
- доступ к ресурсам «Интернет» всем педагогам, сотрудникам Центра;
- функционирование системы дистанционного обучения и др.
Для реализации дополнительных программ педагоги пользуются книжным фондом,
который составляет 1500 экземпляров.
Режим работы в дистанционном формате показал отсутствие необходимых наработок
для проведения занятий в он-лайн режиме и адаптированных инструментов для родителей и
детей. В связи с этим необходимо обеспечить подборку он-лайн ресурсов, поиск или разработку
видеоконтекста, определение электронного ресурса для размещения обучающих материалов,
методических разработок и т.д., а также пополнить библиотечный фонд методической
литературой для подготовки педагогов к проведению он-лайн занятий.
10. Оценка материально-технической базы
Материально-техническая
база
позволяет
в
полном
объеме
реализовывать
образовательные программы. В Центре имеются кабинеты для проведения групповых и
индивидуальных занятий, залы для хореографии, кабинет для изобразительного искусства,
отдельные помещения для занятий вокалом, актовый зал и отдельные помещения для
реализация программ по технической направленности. Учебные кабинеты оснащены и
оборудованы: мультимедийной техникой; залы хореографии оснащены станками, зеркалами и
видео и аудиоаппратурой. На модернизацию материально-технической базы направляются в
основном средства от приносящей доход деятельности. Финансирование образовательной
деятельности
осуществлялось
в
соответствии
с
планом
финансово-
хозяйственной
деятельности.
Оценка материально-технического обеспечения для проведения занятий выявило
следующие трудности:
- для проведения качественных занятий в дистанционном формате отсутствует
стабильное и устойчивое интернет-соединение
Общие выводы и основные направления развития Центра
В результате самообследования выявлено, что в целом деятельность Центра в отчетный
период проводилась системно, но поставленных целей добились не в полном объеме.
Проделана большая работа по сохранности групп и реализации программ дополнительного
образования.
Проделанная
работа
способствовала
формированию
коллективов,
интеллектуальному (участие в конкурсах разного уровня), нравственному и физическому
становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих
способностей, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
Наряду с достигнутыми позитивными результатами в развитии учреждения остается ряд задач,
требующих решения:
- привлечение в творческие объединения детей старшего школьного возраста;
- повышение родительской инициативности и активности в организации воспитательных
мероприятий;
-
развитие
информационно-коммуникативной
среды
учреждения,
обеспечивающей эффективное применение информационных технологий;
- развитие системы мониторинга качества образования;
- использовать ресурсы дополнительного образования для расширения возможностей выбора и
развития творческого потенциала личности;
- усилить контроль за работой педагогов по сопровождению исследовательских работ
учащихся;
-
продолжить
формирование
системы
повышения
квалификации
и
методического
сопровождения педагогов;
- шире использовать исследовательские, проектные, интерактивные методы и формы в
воспитательной работе;
- своевременно выявлять учащихся, оказавшихся в социально опасном положении,
содействовать созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков;
- продолжить осуществление мониторинговых исследований с целью выявления позитивных
изменений личности ребенка;
- развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность учащихся, организовывать и
направлять ведущую к успеху деятельность;
- мотивировать педагогов на непрерывное повышение педагогического мастерства.