Введение в мир музыки

Администрация Сортавальского муниципального округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Сортавальского муниципального округа Республики Карелия
Центр развития творчества детей и юношества

Принята на заседании методического
совета
«___» ________________20____г
Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО Сортавальского
МО РК ЦРТДЮ
______________Е.Б. Демих
Приказ от «___»________20____ г. № ___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Введение в мир музыки»
Подвид разноуровневая

Возраст обучающихся: 6 – 12 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель: Бровко Маргарита Валерьевна
(первая квалификационная категория)
педагог дополнительного образования

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0086CB263425BB6562389082A7AC04734D
Владелец: Демих Елена Борисовна
Действителен: с 09.01.2025 до 04.04.2026

1

г. Сортавала
2025 г.
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на
методическом совете учреждения.
Методист __________/______________________
Подпись

ФИО

«____»___________202____г.

2

Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
- Учебно-тематический план 1 год обучения
- Содержание программы
- Учебно-тематический план 2 год обучения
- Содержание программы
- Учебно-тематический план 3 год обучения
- Содержание программы
1.4. Планируемые результаты.
1.5. Воспитательный компонент программы.
- цель воспитания
- задачи воспитания
- результаты воспитания
- планируемые результаты реализации программы воспитания
- работа с коллективом обучающихся
- работа с родителями
- Календарный план воспитательной работы объединения «Введение в
мир музыки» на 2025 – 2026 учебный год.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
- материально – техническое обеспечение
- перечень оборудования учебного кабинета
- интернет - ресурсы
- кадровое обеспечение
2.3. Формы контроля (аттестации)
2.4. Методическое обеспечение
3. Список литературы
4. Приложения 1.
Календарно – тематическое планирование по программе «Введение в мир музыки»
(1,2,3 год обучения)

3

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка
« Я считаю, что решительно всем детям надо дать
начальное музыкальное образование.
Каждому человеку необходимо в начале его жизни
хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной
ее области, которую образует музыка…»
А.Д. Артоболевская
Музыка – один из прекраснейших видов искусства, обладающих наибольшей силой
эмоционального воздействия на человека. Это одно из важнейших средств
формирования нравственных и эстетических идеалов. Приобщаясь к творениям великих
композиторов, ребенок учится видеть и слышать красоту окружающего мира, музыка
обогащает его жизнь, воспитывает трудолюбие, пробуждает чувства. Все это
невозможно без практического освоения музыкального инструмента – фортепиано.
Исполняя сам произведение, ребенок переживает те чувства, которые переживал
композитор, воссоздает прекрасное, самосовершенствуется. Необходимость создания
данной программы связана, прежде всего, с приобщением ребенка к миру прекрасного,
пропагандой
здорового
образа
жизни,
организацией
досуга
детей.
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Введение в мир музыки» имеет художественную направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы: в связи с увеличением
нагрузки на ребенка в общеобразовательной школе не всякий ребенок может осилить
занятия музыкой в музыкальной школе. Многие дети не выдерживают эмоциональных
нагрузок при сдаче экзаменов и зачетов. Некоторым детям необходимо развитие
определенных навыков: мелкой моторики, развитие внимания, памяти и т.д. Данная
программа более гибкая и позволяет уделить внимание тем навыкам и приемам, которые
нужны определенному ребенку.
Новизна программы: данная программа включает в себя различные виды деятельности:
1. Слушание музыки. Включает в себя: прослушивание музыкальных
произведений (инструментальных и вокальных), знакомство со звучанием различных
музыкальных инструментов.
2. Исполнительство - игра на музыкальном инструменте (фортепиано).
3. Игра в ансамбле.
4. Выступления на публике.
Адресат программы: данная программа рассчитана в основном на детей младшего
школьного возраста (6 – 10 лет), но часто дети 11-12 лет тоже изъявляют желание
научиться играть на фортепиано. Так как данная программа позволяет получить
первоначальные знания и умения в обучении на фортепиано, возникла необходимость
расширить возрастные границы с 6 до 12 лет, охватив и детей младшего подросткового
возраста.
4

Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта
деятельности. Учебная деятельность является ведущей в этот период, через нее
осуществляются основные отношения ребенка с обществом, формирование основных
качеств личности, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении и
повседневной жизни. Ожидание нового, интерес к нему, радость открытия, вхождение в
мир взрослых – основа учебной мотивации младшего школьника. Поэтому важно не
оттолкнуть ребенка сложностью задания, занятия должны быть разнообразными,
интересными, эмоциональными. Очень важно использование игры для объяснения
материала. Игра для ребенка возраста 6 – 8 лет - и отдых, и труд, и учеба. В этот период
очень высок авторитет учителя, ребенок ждет от него помощи и признания, похвалы,
старается подражать ему. Необходима всесторонняя поддержка учащегося, особенно в
1-й год обучения, создания «ситуации успеха». К каждому ребенку можно найти
определенный подход и индивидуальное обучение очень способствует этому. Занятия
на фортепиано развивают мелкую моторику (улучшается речь), внимание, память.
Дисциплинирует, развивает эмоциональность и художественный вкус. В процессе
преодоления трудностей воспитывается личность ребенка.
Младшего школьника чаще приводят заниматься игрой на фортепиано родители,
подросток же идет более осознанно сам. Именно в младшем подростковом возрасте
решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет
интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные
жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность,
стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений.
Подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной
жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и
мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира.
Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой
восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и,
вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым
(учителям и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах
партнерского общения. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
В процессе обучения очень важна роль родителей, их заинтересованность в успехах
ребенка. Родители приглашаются на занятия, проводятся концерты для родителей,
совместные праздники для детей и родителей. Заинтересованность и контроль со
стороны родителей способствует успеху ребенка.
Срок освоения программы – 3 года, объем – 1 год – 36 часов, 2 год – 36 часов, 3 год –
72 часа.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальное обучение, также
возможно обучение в группе до 2-х человек.
Количество часов в неделю на одного ребенка – 1 год – 1 час, 2 год – 1 час , 3 год – 2
часа.
Продолжительность занятий – 6-7 лет – 30 минут, 8-12 лет – 40 минут.
Дети принимаются независимо от способностей. На каждого ребенка составляется
индивидуальный репертуарный план в зависимости от его возможностей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие музыкальных и творческих способностей посредством
обучения игре на фортепиано.
5

Задачи программы:
Предметные:
 обучить первоначальным пианистическим навыкам;
 обучить азам нотной грамоты;
 дать знания об истории фортепиано и сведения о композиторах;
 познакомить с классической и современной музыкой;
 научить выразительно исполнять произведения.
Метапредметные:
 развить координацию рук и беглость пальцев;
 развить музыкальный слух;
 развить чувство ритма;
 развить память и внимание.
Личностные:
 привить усидчивость и трудолюбие;
 воспитать собранность и дисциплину;
 дать возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность;
 формировать умения и навыки выступления на сцене.

1.3. Содержание программы
Учебно – тематический план 1 год обучения
Количество часов
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Организационное
занятие
Теория

2.

Формы аттестации/контроля
Всего

Теория

Практика

1

0,5

0,5

10

10

3

1

Наблюдение, беседа

4.

Посадка и
постановка рук
Практика

13

5.

Игра в ансамбле

3

1

2

6.

Подбор на слух

2

1

7.

Слушание музыки

3

8.

Итоговое занятие

3.

Итого

Наблюдение, беседа

2

Наблюдение, беседа

13

1

Концерт, практическое
задание
Концерт, практическое
задание
Практическое задание

1

2

Наблюдение, беседа

1

0,5

0,5

36

15

21

Беседа, концерт

6

Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационное занятие (1 ч)
Теория: Беседа по технике безопасности;
Практика:
Знакомство
с
музыкальными
Форма контроля: Беседа, наблюдение.

инструментами,

классом;

Раздел 2. Теория (10 ч)
 Знакомство с инструментом, принципы игры и звукоизвлечения. Беседа
иллюстрируется музыкальными примерами в исполнении педагога.
 Изучение нот – используются карточки с нотами, которые делает сам ученик,
разучивается считалка с названиями нот.
 Изучение скрипичного и басового ключа.
 Изучение длительностей – используется картонная модель яблока.
 Изучение размеров 2\4, 3\4 – применяются стихотворные тексты (двухсложные и
трехсложные слова).
 Знакомство с ладом – мажор и минор – на примере музыкальных произведений.
 Динамические оттенки - f и р.
 Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
 Понятие ритма, паузы.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 3. Посадка и постановка рук (3 ч)
Теория: Беседа о правильной посадке за фортепиано.
Практика: Определяется высота посадки и расстояния до клавиатуры, положение рук
на клавиатуре, звукоизвлечение; упражнения для освобождения
рук, упражнения
на координацию рук.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 4. Практика (13 ч)
 Овладение элементарными пианистическими навыками: исполнение одним
пальцем, разными пальцами правой и левой рукой, гамма отдельно каждой рукой,
аккорды отдельно каждой рукой, гамма расходящаяся от одного звука.
 Изучение основных штрихов: легато, нон легато, стаккато.
 Выработка качественного звука. Выразительное исполнение изучаемых
произведений.
 Выработка навыка исполнения двойных нот.
 Выработка навыка самостоятельного разбора нового произведения
 Исполнение произведения двумя руками вместе
 Ритмические упражнения для развития чувства ритма.
Форма контроля: Концерт, практическое задание.
Раздел 5. Игра в ансамбле совместно с педагогом (3 ч)
Теория: Беседа об игре в ансамбле.
Практика: Воспитывается умение слушать аккомпанемент и мелодию, одновременно
7

вступать и вместе заканчивать произведение, развивается чувство коллективного
исполнения.
Форма контроля: Концерт, практическое задание
Раздел 6. Подбор на слух простых знакомых мелодий (2 ч)
Теория: Анализ движения мелодии (вверх, вниз, скачками).
Практика: Пропевание мелодий несколько раз с прохлопыванием ритмического
рисунка, подбор от удобного для пения звука с помощью педагога.
Форма контроля: Практическое задание.
Раздел 7. Слушание музыки в исполнении педагога (3 ч)
Теория: Беседа о том, какая бывает музыка
Практика: Ученик рассказывает, что он услышал в музыке, может нарисовать картинки.
Произведения должны быть яркими, исполняться выразительно, чтобы пробуждать
интерес.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 8. Итоговое занятие (1 ч)
Теория: Обсуждение достижений.
Практика: Исполнение учеником выученных произведений на концерте для родителей.
Форма контроля: Беседа, концерт.
Результаты:
 Правильная посадка. Уверенно, выразительно исполняет выученное
произведение. Обладает теоретическими знаниями, предусмотренными
программой.
Учебно – тематический план 2 год обучения
Количество часов
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Формы аттестации/контроля
Всего

Теория

Практика

Организационное
занятие
Теория

1

0,5

0,5

5

5

2

1

4.

Посадка и
постановка рук
Практика

17

5.

Игра в ансамбле

4

1

3

6.

Подбор на слух

3

1

2

7.

Слушание музыки

3

1

2

8.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

36

10

26

2.
3.

Итого

Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа

1

Наблюдение, беседа

17

Концерт, практическое
задание
Концерт, практическое
задание
Концерт, практическое
задание
Наблюдение, беседа
Беседа, концерт

8

Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационное занятие (1 ч)
Теория: Беседа по технике безопасности.
Практика: Повторение правил поведения в музыкальном классе.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 2. Теория (5ч )
 Повторение пройденного за 1-й год обучения.
 Изучение более сложных размеров 4\4, 3\8.
 Изучение шестнадцатых длительностей, ноты с точкой.
 Развитие чувства ритма – прохлопывание более сложных ритмических
рисунков.
 Динамические оттенки - mf , mp, крещендо, диминуэндо.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 3. Посадка и постановка рук (2 ч)
Теория: Беседа о правильной посадке за фортепиано.
Практика: Продолжение работы по освобождению корпуса и рук.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 4. Практика (17 ч)
 Игра гамм и аккордов на 2 октавы двумя руками, короткие и длинные
арпеджио.
 Изучение более сложных произведений.
 Ознакомление с полифоническими произведениями (канон).
 Работа над более глубоким, выразительным звуком.
 Развитие навыка чтения с листа.
 Самостоятельный разбор произведения отдельными руками.
 Работа над произведением.
Форма контроля: Концерт, практическое задание.
Раздел 5. Игра в ансамбле с педагогом (4 ч)
Теория: Беседа об игре в ансамбле.
Практика: Воспитывается умение слушать аккомпанемент и мелодию, одновременно
вступать и вместе заканчивать произведение, развивается чувство коллективного
исполнения.
Форма контроля: Концерт, практическое задание.
Раздел 6. Подбор на слух (3 ч )
Теория: Анализ движения мелодии (вверх, вниз, скачками).
Практика: Пропевание мелодий несколько раз с прохлопыванием ритмического
рисунка, самостоятельный подбор легких мелодий.
Форма контроля: Практическое задание
9

Раздел 7. Слушание музыки (3 ч )
Теория: Беседа о том, какая бывает музыка.
Практика: Ученик рассказывает, что он услышал в музыке, может нарисовать картинки.
Анализ собственного исполнения (ошибки, выразительность).
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 8. Итоговое занятие (1 ч)
Теория: Обсуждение достижений.
Практика: исполнение учеником выученных произведений на концерте для родителей.
Форма контроля: Беседа, концерт.
Результаты:
 Обладает теоретическими знаниями, предусмотренными программой.
 Уверенно чувствует себя за инструментом.
 Умеет самостоятельно разбирать новое произведение.
 Слышит ошибки в своем исполнении.
Учебно – тематический план 3 год обучения
Количество часов
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Организационное
занятие
Теория

2.

Формы аттестации/контроля
Всего

Теория

Практика

1

0,5

0,5

11

11

2

1

Наблюдение, беседа

4.

Посадка и постановка
рук
Практика

50

5.

Игра в ансамбле

2

1

1

6.

Подбор на слух

3

1

2

7.

Слушание музыки

2

1

1

8.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

72

16

56

3.

Итого

Наблюдение, беседа

1

Наблюдение, беседа

50

Концерт, практическое
задание
Концерт, практическое
задание
Концерт, практическое
задание
Наблюдение, беседа
Беседа, концерт

Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационное занятие (1 ч)
Теория: Беседа по технике безопасности.
Практика: Повторение правил поведения в музыкальном классе.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
10

Раздел 2. Теория (11 ч)
 Знакомство с музыкальными терминами: полифония, анданте, аллегро,
адажио, вольта, сфорцандо.
 Знание основных размеров 2\4, 3\4, 4\4, 3\8, 6\8.
 Изучение более сложных ритмических групп.
 Знание музыкальных определений – этюд, соната.
 Развитие чувства ритма – прохлопывание ритмических партитур (двумя
руками вместе, что улучшает координацию рук).
 Ознакомление с синкопой
Форма контроля: Беседа, наблюдение
Раздел 3. Посадка и постановка рук (2 ч)
Теория: Беседа о правильной посадке за фортепиано.
Практика: продолжение работы по освобождению корпуса и рук. На это необходимо
постоянно обращать внимание, так как ребенок растет.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 4. Практика (50 ч)
 Игра гамм на 2 октавы, хроматическая гамма.
 Ознакомление с крупной формой (сонатина, вариации).
 Работа над звукоизвлечением, выработка певучего звука.
 Развитие навыка чтения с листа.
 Развитие навыка самостоятельного разбора произведения
 Работа над полифонией
Форма контроля: Концерт, практическое задание.
Раздел 5. Игра в ансамбле с другими детьми (2ч)
Теория: Беседа об игре в ансамбле.
Практика: Воспитывается умение слушать аккомпанемент и мелодию, одновременно
вступать и вместе заканчивать произведение, развивается чувство коллективного
исполнения.
Форма контроля: Концерт, практическое задание.
Раздел 6. Подбор на слух (3 ч)
Теория: Анализ движения мелодии.
Практика: Пропевание мелодий несколько раз с прохлопыванием ритмического
рисунка, самостоятельный подбор легких мелодий. Самостоятельно подбирает
мелодии, которые понравились (педагог проверяет).
Форма контроля: Практическое задание.
Раздел 7. Слушание музыки (2ч)
Теория: Беседа о том, какая бывает музыка.
Практика: Ученик рассказывает, что он услышал в музыке, может нарисовать картинки.
Анализ собственного исполнения ( ошибки, выразительность ). Анализ исполненного
другим учеником.
Форма контроля: Беседа, наблюдение
Раздел 8. Итоговое занятие (1 ч)
11

Теория: Обсуждение достижений.
Практика: Исполнение учеником выученных произведений на концерте для родителей.
Форма контроля: Беседа, концерт.
Результаты:
 Уверенно чувствует себя на сцене и за инструментом.
 Умеет самостоятельно разбирать произведение.
 Обладает определенными техническими и теоретическими навыками.
 Умеет слушать и слышать исполняемую музыку.

1.4. Планируемые результаты
Личностные:
- сформированы представления о безопасном и целесообразном поведении;
- сформированы взаимоотношения с окружающей средой;
- сформировано положительное отношение к детско-взрослому сообществу;
- сформированы способы эмоционально-психологического благополучия, охраны и
укрепления здоровья детей.
Предметные:
- развиты музыкальные способности ребенка музыкальный слух, память, чувство ритма;
- сформированы начальные навыки игры на фортепиано;
- сформировано трудолюбие и дисциплина.
- обучающийся приобщен к миру музыки, что способствует его дальнейшему
гармоничному развитию.
Метапредметные результаты:
- развиты эмоциональная сфера личности и потребность самовыражения в процессе
музыкальной деятельности;
- развита природная способность детей;
- развиты коммуникативные навыки;
- развит познавательный интерес.
1.5. Воспитательный компонент программы
Цель воспитания:
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно
и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной
позиции, а также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитания:

12

- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
Результат воспитания:
 развитие самосознания учащихся;
 формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей
изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других
людей;
 развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного
межличностного взаимодействия;
 формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков
разрешения межличностных конфликтов;
 укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к
реальности.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
 активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
 оказывают помощь членам коллектива, находят с ними общий язык и общие
интересы.
Работа с коллективом обучающихся
Работа с коллективом обучающихся детского объединения нацелена на:
 формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого
проектирования;
 обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
 развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся
в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
 содействие формированию активной гражданской позиции;
 воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
 организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические
беседы, собрания, индивидуальные консультации);
 содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых
занятий в течение учебного года);
13

 оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания
детей.

Календарный план воспитательной работы
объединения «Введение в мир музыки»
на 2025-2026 учебный год
Педагог дополнительного образования Бровко М.В.
«Учебное занятие»
№

Мероприятие

Задачи

1.

«Я рисую музыку»
Нарисовать картинку
на понравившееся
произведение.

Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация
Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация.
Развитие
коммуникабельности
обучающихся.
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления

2.

Концерт для
родителей по итогам
1 четверти

3.

Концерт «Зимняя
сказка» для детей и
родителей
объединения

4.

Новогодние
мероприятия в
ЦРТДЮ

5.
«Композитор –
это...». Беседа о
композиторах, чьи
произведения
исполняют дети.

Сроки
проведения

октябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

февраль

Примечание

Для детей
младшего
возраста
Участвуют
дети со
второго года
обучения

Участвуют
все дети
объединения
Участвуют
все дети
объединения

Участвуют
все дети.
Беседу
проводит
педагог.

14

6.
«Из глубины веков».
Концерт – беседа о
старинной музыке.

7.
«Путешествие по
нотам».
Концерт для
дошкольников

8.
Отчетный концерт
коллектива.
Выпускной вечер

1.

2.

3.

4.

Первичный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
безопасности,
поведению на
дорогах, поведению
при угрозе ЧС и
теракта
Беседы по профилактике разрешения
конфликтных ситуаций с применением
медиативных технологий
Повторный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
безопасности, поведению на дорогах,
поведению при
угрозе ЧС и теракта
Проведение бесед по
информационной

Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Профилактика
Повышение уровня
конструктивного поведения
обучающихся

Повышение уровня
конструктивного поведения
учащихся в конфликтных
ситуациях
Повышение уровня
конструктивного поведения
обучающихся

Формирование социальной
компетентности

март

апрель

май

сентябрь

Беседу
проводит
педагог с
помощью
детей
(исполняют
произведени
я)
Участвуют
дети 1-2 года
обучения

Участвуют
все дети
объединения

Проводится
на занятии

ноябрь

январь

март
15

5.

1.

2.

3.

безопасности в сети
Проведение бесед по Повышение уровня
правилам поведения конструктивного поведения
май
на дорогах, в общест- обучающихся
венных местах в
летнее время, по
правилам поведения
у водоемов
Работа с родителями
Организационное
Знакомство родителей с
сентябрь
родительское
целями и задачами
собрание
обучения по данной ДООП,
особенностями организации
учебного процесса,
режимом работы и учебным
графиком
Индивидуальные
Решение вопросов
В течение
консультации для
социального и
учебного
родителей
педагогического характера
года
Открытые занятия
Знакомство родителей с
для родителей
промежуточными
апрель
результатами работы
объединения

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год
обучения

1 сентября
2025 г.

31 мая
2026 г.

36

36

36

2 год
обучения

1 сентября
2025 г.

31 мая
2026 г.

36

36

36

3 год
обучения

1 сентября
2025 г.

31 мая
2026 г.

36

72

72

1 раз в
неделю по
30 мин.
1 раз в
неделю по
30 мин
2 раза в
неделю по
40 мин

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо просторное помещение с хорошим
освещением и вентиляцией.
16

Перечень оборудования учебного кабинета:
- стулья для обучающегося и педагога;
- шкаф (стеллаж, полка) для хранения учебных материалов, пособий;
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- бубны, колокольчики;
- магнитофон;
- аудиозаписи для прослушивания музыкальных произведений
Интернет - ресурсы
https://portalpedagoga.ru/
https://www.1urok.ru
https://almanahpedagoga.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://portalobrazovaniya.ru
Кадровое обеспечение
Дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую
программу
художественной направленности «Введение в мир музыки» реализует талантливый,
творчески работающий педагог, имеющий большой практический опыт в области
работы с детьми, имеющий свою педагогическую систему, в основе которой лежит
личностно-ориентированный подход в обучении, направленный на раскрытие
индивидуальных
способностей
обучающегося,
имеющий
профессиональное
образование. Систематически проходит курсы повышения квалификации
2.3. Формы контроля (аттестации):
1 год обучения:
Декабрь – концерт для родителей (1-2 произведения)
Март - концерт для родителей (1 произведение)
Май – концерт (2 произведения)
Отчетный концерт в конце учебного года. Диагностика – в начале, середине, конце
года.
2 год обучения:
Декабрь – концерт (1-2 произведения)
Март – концерт (1 произведение)
Май – концерт (2 произведения)
Отчетный концерт в конце учебного года, участие
в концертах Центра, в
музыкальных гостиных. Диагностика – в начале, середине, конце года.
3 год обучения:
Декабрь – концерт (1-2 произведения)
Март – концерт (1 произведение)
Май – концерт (2 произведения)
Отчетный концерт в конце учебного года, участие в концертах Центра, музыкальных
гостиных, школьных мероприятиях. Диагностика – в начале, середине, конце года.
По итогам исполнения программы учащиеся оцениваются по трехуровневой шкале:

17

Высокий уровень-технически качественное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения, владение необходимыми
теоретическими сведениями.
Средний уровень-исполнение с небольшими недочетами, малохудожественная игра,
слабая техническая подготовка.
Низкий уровень-комплекс серьезных недостатков, невыученный наизусть текст, низкие
знания по теории музыки, слабая техническая подготовка.
Лист учета результатов
Оценка показателей по критериям: никогда – 0 баллов,
иногда (редко) – 1 балл, часто – 2 балла, всегда
(постоянно) – 3 балла
Ф.И.
ребенка
№

Технически
качественное и
художественно
осмысленное
исполнение

Владение
необходимыми
теоретическими
сведениями

Знание текста

Уровень
освоения
программы:
1-3 б –
низкий;
4-6 б –
средний;
7-9 б высокий

Всего

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итоговой диагностики учащихся
Уровень освоения программы
№

Фамилия, имя
обучающегося/уровни
освоения

Предметные
результаты
Н

С

В

Метапредметные
результаты
Н

С

В

Личностные
результаты
Н

С

Итоговая
оценка

В

1
2
3

2.4. Методическое обеспечение
Основная форма учебной деятельности – индивидуальное занятие. Используется
индивидуальный подход с учетом возможностей и интересов детей. На каждого ребенка
составляется индивидуальный репертуарный план. Широко используется и
дифференцированный подход, так как дети обладают разными способностями, степенью
обучаемости, видом музыкальной памяти, чувством ритма и т.д. Каждому ребенку
дается возможность проявить свою индивидуальность.
Методы обучения, используемые на занятиях:
1. Информационно - рецептивный – педагог сообщает информацию, а
ребенок
воспринимает
еѐ,
осознает,
фиксирует
в
памяти.
2. Репродуктивный – неоднократное повторение, закрепление полученных
знаний и способов действия, так формируются знания, умения, навыки.
3. Метод контроля (текущий – на каждом занятии, итоговый – в конце
18

обучения).
4. Частично – поисковый метод работы (самостоятельный разбор произведения,
подбор на слух, анализ произведения).
3. Список литературы
Для учащихся:
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., 1985.
2. Геталова О.А. В музыку с радостью. – СПб, 2006.
3. Кончаловская Н.П. Нотная азбука. – М., 2000.
4. Любомудрова Н.А. Хрестоматия для фортепиано. – М., 1984.
5. Николаев А. Фортепианная игра. – М., 1978.
Для педагога:
1. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – М., 1985.
2. Мазель В.Х. Музыкант и его руки. – СПб, 2004.
3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1958.

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование к программе
«Введение в мир музыки»
1 год обучения
№

Месяц

Неделя

Форма занятия

Количество
часов

Тема занятия

Форма
контроля

сентябрь
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

1

1

2

2

3

3

Индивидуальное 1
занятие

4

4

Индивидуальное 1
занятие

Организационное
занятие.
Посадка и
постановка рук.
Упражнения на
освобождение рук
Посадка и
постановка рук.
Положение рук на
клавиатуре.
Звукоизвлечение
Посадка и
постановка рук.
Упражнения на
координацию рук.

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Беседа,
наблюдение

19

октябрь
Теория. Знакомство
с инструментом:
регистры, названия
нот.
Практика.
Исполнение
мелодий и
упражнений 3-м
пальцем правой и
левой рукой.
Теория.
Скрипичный и
басовый ключ.

5

5

Индивидуальное 1
занятие

Беседа,
наблюдение

6

6

Индивидуальное 1
занятие

7

7

Индивидуальное 1
занятие

8

8

Индивидуальное 1
занятие

Теория. Лад: мажор Беседа,
и минор.
наблюдение

9

9

10

10

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

Беседа,
наблюдение
Практическое
задание

11

11

12

12

13

13

Индивидуальное 1
занятие

Теория.
Длительности нот.
Практика. Игра по
нотам правой и
левой рукой
разными пальцами.
Теория. Знаки
альтерации. Диез.
Слушание музыки
в исполнении
педагога.
Определение лада.
Теория. Знаки
альтерации.
Бемоль.

14

14

15

15

16

16

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

Практическое
задание
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

17

17

Индивидуальное 1
занятие

Игра в ансамбле с
педагогом.
Теория. Знаки
альтерации. Бекар.
Теория. Размер
музыкального
произведения.
Практика. Работа
над глубиной и
выразительностью
звука.

18

18

Индивидуальное 1
занятие

Беседа,
наблюдение

19

19

Индивидуальное 1
занятие

Теория. Понятие
ритма. Размеры 2/4,
3/4. Пауза.
Практика
.Ритмические

Практическое
задание

Беседа,
наблюдение

ноябрь

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

декабрь

Практическое
задание,
концерт

январь

Практическое
задание
20

20

Индивидуальное 1
занятие

21

21

Индивидуальное 1
занятие

22

22

Индивидуальное 1
занятие

23

23

Индивидуальное 1
занятие

24

24

Индивидуальное 1
занятие

25

25

26

26

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

27

27

Индивидуальное 1
занятие

28

28

Индивидуальное 1
занятие

29

29

Индивидуальное 1
занятие

30

30

31

31

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1

20

упражнения в
размерах 2/4, 3/4
Подбор на слух
знакомых детских
песен.

Практическое
задание

февраль
Теория.
Динамические
оттенки.
Практика.
Ритмические
упражнения.
Шестнадцатые
длительности.
Ритмические
группы с
шестнадцатыми
длительностями
Практика. Двойные
ноты. Квинта в
левой руке
Практика.
Отработка штриха
легато.
Упражнения.

Беседа,
наблюдение

Игра в ансамбле с
педагогом.
Практика .Гамма
До мажор правой
рукой. Работа над
произведением.
Слушание музыки
в исполнении
педагога.
Определение
характера музыки.
Практика .Гамма
До мажор левой
рукой. Исполнение
произведений .

Практическое
задание
Практическое
задание

Практика. Штрих
стаккато.
Упражнения на
стаккато. Работа
над произведением
на стаккато
Игра в ансамбле с
педагогом.
Практика. Гамма,
расходящаяся от

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание

март

Беседа,
наблюдение

Практическое
задание,
концерт

апрель

Практическое
задание
Практическое
21

32

занятие
Индивидуальное 1
занятие

одного звука.
Практика. Аккорды
отдельно каждой
рукой. Работа над
произведением.

задание
Практическое
задание

33

33

Индивидуальное 1
занятие

Практическое
задание

34

34

Индивидуальное 1
занятие

35

35

Индивидуальное 1
занятие

Практика.
Отработка навыка
разбора нового
произведения
Слушание музыки
в исполнении
педагога.
Определение
динамических
оттенков.
Подбор на слух
знакомых мелодий.

36

36

Индивидуальное 1
занятие
Итого:
36

Итоговое занятие.

Концерт,
беседа

32

май

Беседа,
наблюдение

Практическое
задание

Календарно-тематическое планирование к программе
«Введение в мир музыки»
2 год обучения
№

Месяц

Неделя

Форма занятия

Количество
часов

Тема занятия

Форма
контроля

Организационное
занятие.
Посадка и
постановка рук.
Упражнения на
освобождение рук.
Игра в ансамбле с
педагогом.
Практика.
Арпеджио
отдельно каждой
рукой. Работа над
произведением

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

Слушание музыки
в исполнении
педагога.
Определение

Наблюдение,
беседа

сентябрь
1

1

2

2

3

3

4

4

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

Практическое
задание
Практическое
задание

октябрь
5

5

Индивидуальное 1
занятие

22

6

6

Индивидуальное 1
занятие

7

7

8

8

9

9

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

характера музыки.
Посадка и
постановка рук.
Упражнения на
освобождение рук.
Подбор на слух
знакомых мелодий.
Игра в ансамбле с
педагогом.
Практика. Работа
над темпом в
произведении

Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

ноябрь
10

10

Индивидуальное 1
занятие

11

11

Индивидуальное 1
занятие

12

12

13

13

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

Практика. Работа
над ритмом в
произведении
Теория.
Повторение
длительностей,
динамических
оттенков
Подбор на слух
знакомых мелодий.
Слушание музыки
в исполнении
педагога с
анализом
прослушанного.

Практическое
задание

Теория.
Пунктирный ритм.
Примеры.
Игра в ансамбле с
педагогом.
Практика.
Знакомство с
простой
полифонией.
Канон.
Слушание музыки.
Анализ
собственного
исполнения.

Наблюдение,
беседа

Практика.
Отработка
арпеджио. Работа
над произведением
Игра в ансамбле.
Работа над
совместным

Практическое
задание

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа
Практическое
задание

декабрь
14

14

Индивидуальное 1
занятие

15

15

16

16

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

17

17

Индивидуальное 1
занятие

18

18

Индивидуальное 1
занятие

19

19

Индивидуальное 1
занятие

Практическое
задание
Практическое
задание.
Концерт.
Наблюдение,
беседа.

январь

Практическое
задание
23

20

Индивидуальное 1
занятие

21

21

Индивидуальное 1
занятие

22

22

23

23

24

24

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

20

звучанием.
Теория. Размер 3/8.
Примеры.

Наблюдение,
беседа

февраль
Теория.
Динамические
оттенки.
Подбор на слух
знакомых мелодий.
Практика. Работа
над произведением
Практика.
Ритмические
группы с
шестнадцатыми
длительностями

Наблюдение,
беседа

Практика. Работа
над звуком в
произведении.
Практика.
Отработка
штрихов. Работа
над темпом в
произведении.
Теория.
Повторение
пунктирного ритма,
нота с точкой.
Практика. Работа
над разбором
нового
произведения.

Практическое
задание

Практика. Гамма
Ми мажор.
Практика. Работа
над ритмом в
произведении
Практика . Работа
над беглостью
пальцев.
Упражнения
Практика.
Отработка штриха
легато

Практическое
задание
Практическое
задание

Практика. Работа
над разбором
нового
произведения

Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

март
25

25

Индивидуальное 1
занятие

26

26

Индивидуальное 1
занятие

27

27

Индивидуальное 1
занятие

28

28

Индивидуальное 1
занятие

29

29

30

30

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

31

31

Индивидуальное 1
занятие

32

32

Индивидуальное 1
занятие

33

Индивидуальное 1
занятие

Практическое
задание

Наблюдение,
беседа
Практическое
задание

апрель

Практическое
задание
Практическое
задание

май
33

24

34

34

Индивидуальное 1
занятие

35

35

Индивидуальное 1
занятие

36

36

Индивидуальное 1
занятие
Итого:
36

Практика. Канон
как простейший
пример
многоголосия
Практика. Работа
над темпом в
произведении.
Упражнения на
стаккато
Итоговое занятие.

Практическое
задание
Практическое
задание

Концерт.
беседа

Календарно-тематическое планирование к программе
«Введение в мир музыки»
3 год обучения
№

Месяц

Неделя

Форма занятия

Количество
часов

Тема занятия

Форма
контроля

Организационное
занятие.
Посадка и
постановка рук.
Упражнения на
освобождение рук.
Посадка и
постановка рук.
Упражнения на
координацию рук.
Слушание музыки
в исполнении
педагога.
Определение лада,
темпа, характера
музыки.
Теория.
Повторение
ритмических групп
с шестнадцатыми
Практика. Гамма
До мажор.
Длинные арпеджио
Практика. Работа
над ритмом в
произведении
Практика. Работа
над штрихами в

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

сентябрь
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

1

1

2

1

3

2

Индивидуальное 1
занятие

4

2

Индивидуальное 1
занятие

5

3

Индивидуальное 1
занятие

6

3

Индивидуальное 1
занятие

7

4

Индивидуальное 1
занятие

8

4

Индивидуальное 1
занятие

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
25

произведении.

октябрь
9

5

Индивидуальное 1
занятие

10

5

Индивидуальное 1
занятие

11

6

Индивидуальное 1
занятие

12

6

13

7

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

14

7

15

8

16

8

17

9

Индивидуальное
занятие
Индивидуальное
занятие
Индивидуальное
занятие
Индивидуальное
занятие

1
1
1
1

Теория.
Произведение
крупной формы.
Слушание музыки.
Прослушивание
произведений
крупной формы:
сонатина,
вариации.
Практика.
Пунктирный ритм.
Произведение с
пунктирным
ритмом.
Подбор на слух
знакомых мелодий.
Практика. Работа
над двухголосным
произведением.
Теория. Размер 3/8.
Примеры.
Практика. Работа
над вариациями.
Практика. Работа
над аккордами.
Практика. Работа
над звуком в
произведении

Наблюдение,
беседа

Практика. Гамма на
две октавы.
Аккорды, арпеджио
короткие и
длинные
Практика.
Ритмические
упражнения.
Работа над ритмом
в произведении
Теория. Размер 6\8.
Примеры.
Игра в ансамбле с
педагогом.
Практика. Разбор
нового
произведения.
Практика. Работа
над ритмом в
произведении

Практическое
задание

Наблюдение,
беседа

Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

ноябрь
18

9

Индивидуальное 1
занятие

19

10

Индивидуальное 1
занятие

20

10

21

11

22

11

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

23

12

Индивидуальное 1
занятие

Практическое
задание

Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
26

24

12

Индивидуальное 1
занятие

25

13

Индивидуальное 1
занятие

26

13

Индивидуальное 1
занятие

27

14

Индивидуальное 1
занятие

28

14

Индивидуальное 1
занятие

29

15

Индивидуальное 1
занятие

30

15

Индивидуальное 1
занятие

31

16

Индивидуальное 1
занятие

32

16

Индивидуальное 1
занятие

33

17

Индивидуальное 1
занятие

34

17

Индивидуальное 1
занятие

35

18

Индивидуальное 1
занятие

36

18

37

19

38

19

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

Практика. Гамма Ре
мажор. Работа над
штрихами
Практика.
Хроматическая
гамма. Упражнения
с аккордами.

Практическое
задание

Практика. Длинные
арпеджио.
Ознакомление с
хроматической
гаммой
Практика. Работа
над старинным
танцем. Отработка
штрихов
Теория.
Динамические
оттенки.
Теория.
Повторение
длительностей,
размеров.
Практика.
Упражнения на
пунктирный ритм.
Практика. Гамма
Ля мажор. Работа
над Этюдом
Практика. Работа
над ритмом в
произведении.
Практика. Работа
над беглостью в
Этюде.
Практика.
Исполнение
произведений
наизусть.

Практическое
задание

Практика. Гамма
Ми мажор. Работа
над аппликатурой в
новом
произведении
Игра в ансамбле с
другим учеником.
Теория. Синкопа.
Примеры.
Практика. Работа
над полифонией.

Практическое
задание

Практическое
задание

декабрь

Практическое
задание
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

январь

Практическое
задание
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
27

39

20

Индивидуальное 1
занятие

40

20

Индивидуальное 1
занятие

41

21

Индивидуальное 1
занятие

42

21

43

22

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

44

22

Индивидуальное 1
занятие

45

23

Индивидуальное 1
занятие

46

23

Индивидуальное 1
занятие

47

24

Индивидуальное 1
занятие

48

24

Индивидуальное 1
занятие

49

25

Индивидуальное 1
занятие

50

25

Индивидуальное 1
занятие

51

26

Индивидуальное 1
занятие

52

26

53

27

Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие

Практика. Работа
над звуком в
произведении.
Практика. Гамма
Ми мажор. Работа
над штрихами в
произведении

Практическое
задание

Практика. Работа
над полифонией.
Голосоведение
Подбор на слух
знакомых мелодий.
Практика.
Ритмические
упражнения.
Работа над
аппликатурой в
гаммах, арпеджио
Теория.
Итальянские
термины в музыке.
Практика. Работа
над
голосоведением в
полифонии
Практика. Гамма ля
минор. Повторение
длительностей
Практика. Работа
над ритмом в
произведении.
Практика. Работа
над
выразительностью
исполнения.

Практическое
задание

Практика. Работа
над звуком в
произведении.
Теория.
Музыкальные
термины.
Практика. Работа
над крупным
произведением по
частям
Теория.
Сфорцандо.
Практика. Работа
над звуком в
произведении.

Практическое
задание

Практическое
задание

февраль

Практическое
задание
Практическое
задание

Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

март

Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
Наблюдение,
беседа
Практическое
задание
28

54

27

Индивидуальное 1
занятие

55

28

Индивидуальное 1
занятие

56

28

Индивидуальное 1
занятие

57

29

Индивидуальное 1
занятие

58

29

Индивидуальное 1
занятие

59

30

Индивидуальное 1
занятие

60

30

Индивидуальное 1
занятие

61

31

Индивидуальное 1
занятие

62

31

Индивидуальное 1
занятие

63

32

Индивидуальное 1
занятие

64

32

Индивидуальное 1
занятие

65

33

Индивидуальное 1
занятие

66

33

Индивидуальное 1
занятие

67

34

Индивидуальное 1
занятие

68

34

Индивидуальное 1
занятие

Практика. Работа
над штрихами в
произведении.
Практика. Работа
по голосам в
полифонии
Практика .Работа
над пьесой.

Практическое
задание

Практика. Работа
над текстом в
новом
произведении
Теория.
Повторение
синкопы, ноты с
точкой.
Практика. Работа
над
голосоведением в
полифоническом
произведении
Подбор на слух
простейшего
аккомпанемента.
Практика. Разбор
нового
произведения.
Практика. Работа
над ритмом в
произведении.
Практика. Работа
над темпом в
Этюде
Практика. Работа
над звуком в пьесе.

Практическое
задание

Практика. Работа
над
выразительностью
исполнения
произведения
Практика. Работа
над темпом в
этюдах,
произведениях
крупной формы
Практика. Работа
над звуком в
кантиленной пьесе
Практика. Работа
над полифонией.

Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание

апрель

Наблюдение,
беседа
Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

май

Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание
29

69

35

Индивидуальное 1
занятие

70

35

Индивидуальное 1
занятие

71

36

Индивидуальное 1
занятие

72

36

Индивидуальное 1
занятие
Итого:
72

Практика. Работа
над штрихами в
произведении
Практика. Работа
над
выразительностью
Практика.
Исполнение
произведений
наизусть
Итоговое занятие.

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Концерт,
беседа

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».