ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0086CB263425BB6562389082A7AC04734D
Владелец: Демих Елена Борисовна
Действителен: с 09.01.2025 до 04.04.2026
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
- Учебно-тематический план 1 год обучения
- содержание программы
- Учебно-тематический план 2 год обучения
- содержание программы
1.4. Планируемые результаты.
1.5. Воспитательный компонент программы.
- цель воспитания
- задачи воспитания
- результаты воспитания
- планируемые результаты реализации программы воспитания
- работа с коллективом обучающихся
- работа с родителями
- Календарный план воспитательной работы объединения «Волшебные
клавиши» на 2025 – 2026 учебный год.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
- материально – техническое обеспечение
- перечень оборудования учебного кабинета
- интернет - ресурсы
- кадровое обеспечение
2.3. Формы контроля (аттестации)
2.4. Методика обучения
3. Список литературы
4. Приложения 1. Календарно – тематическое планирование по программе «Волшебные
клавиши» (1,2 год обучения)
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Музыка - неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Она, по выражению
Стендаля, «…единственный вид искусства, проникающий в сердце человеческое так
глубоко, что может изображать даже переживания его дум».
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека
уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии.
С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать,
понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного.
Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не
только познаѐт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как
личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает
формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Волшебные клавиши» имеет художественную направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека
издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в частности, для терапии
и профилактики нервно-психических расстройств.
В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии музыкотерапия. Музыкотерапия - это средство, которое помогает установить равновесие
в деятельности нервной системы (умерить слишком возбужденные темпераменты и
растормозить заторможенных детей), подкорректировать неправильные и лишние
движения. Музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста с целью
коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,
психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время
музыкотерапия является самостоятельным коррекционным направлением, имеющим в
основе два аспекта воздействия:
Психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на
функции организма);
Психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется
коррекция отклонений в личностном развитии). Коррекционно-развивающие
возможности музыкального искусства по отношению к детям с проблемами в развития
обусловлены, прежде всего, тем, что оно является источником новых позитивных
переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения,
активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной
деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие
функции: воспитательную, образовательную, социальную.
Программа включает в себя занятия на фортепиано, что способствует развитию
мелкой моторики, а отсюда и речевому развитию.
Новизна программы:
Данная программа включает в себя различные виды деятельности:
1. Слушание музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных
периодах дошкольного детства. Включает в себя: прослушивание музыкальных
произведений (инструментальных и вокальных), знакомство со звучанием различных
музыкальных инструментов.
2. Исполнительство - пение, игра на музыкальных инструментах (фортепиано,
бубны, колокольчики).
3. Музыкальные игры.
Адресат программы:
Данная дополнительная общеразвивающая программа по музыкальному развитию
предназначена детям с ограниченными возможностями здоровья: синдром речевых
нарушений, синдром моторной неловкости - мелкая и крупная моторика. Возраст
детей, участвующих в реализации программы – 5-10 лет. Это возраст активного
формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребенка. Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются
произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Теперь ребенок
размышляет, прежде чем действовать, у него появляется осознание того, что принесет
ему осуществление той или иной деятельности — удовлетворение или
неудовлетворенность. Психологи называют этот процесс утратой детской
непосредственности. Ребенок начинает скрывать свои переживания, пытается не
показать, что ему плохо. В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не
завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Поэтому так часто при работе
звучат жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции
движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений,
затруднения при совершении движений по сигналу.
Основные характеристики детей с ЗПР 5-10 лет:
Низкая работоспособность детей в результате повышенной истощаемости.
Незрелость эмоций и воли.
Ограничен запас общих сведений и представлений.
Примитивный словарный запас.
Несформированность анализа, синтеза, сравнений и умозаключений.
Неполная сформированность игровой деятельности.
Низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.
Неумение планировать свою деятельность.
Сроки реализации программы: 2 года
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, что позволяет
учитывать интересы и возможности каждого конкретного ребенка.
Формы
организации
учебных
занятий:
игровые
упражнения
(музыкальные/пальчиковые игры), практические задания, упражнения.
Количество часов в неделю на одного ребенка – 1 час
Продолжительность занятий - 30 минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие музыкальных и творческих способностей детей с ОВЗ с
помощью различных видов музыкальной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
обучить первоначальным простейшим навыкам игры на музыкальных
инструментах;
научить слушать музыкальное произведение в исполнении педагога;
научить простым музыкальным играм.
Метапредметные:
развить эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в
процессе музыкальной деятельности;
развить природные способности детей;
развить коммуникативные навыки;
развить познавательный интерес.
Личностные:
сформировать представления о безопасном и целесообразном поведении;
воспитать культуру взаимоотношений с окружающей средой;
воспитать положительное отношение к детско-взрослому сообществу;
обеспечить эмоционально-психологическое благополучие, снять фактор
тревожности;
формировать произвольную регуляцию поведения;
формировать оптимистическое жизнеутверждающее мироощущение через
творческие виды деятельности.
1.3. Содержание программы
Учебно – тематический план 1 год обучения
№
п/п
Количество часов
Название раздела, темы
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Организационное
занятие
1
0.5
0.5
Наблюдение, беседа
2
Упражнения на
координацию
рук/пальчиковые игры
10
4
6
Игровые упражнения
(практические
упражнения)
3
Свойства звука
4
2
2
Наблюдение,
практические упражнения
4
Разучивание песен,
попевок в
сопровождении
фортепиано
10
3
7
Наблюдение,
практическое задание
5
Игра на фортепиано
одним пальцем
10
2
8
Наблюдение,
практическое задание
6
Итоговое занятие
1
0.5
0.5
Наблюдение,
практическое задание
36
12
24
Итого
Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационное занятие (1 ч)
Теория: Беседа по технике безопасности.
Практика: Знакомство с музыкальными инструментами, классом.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 2. Упражнения на координацию рук/ пальчиковые игры (10 ч)
Теория: «Березка», «Птичка», «Этот пальчик…», «Часики», «Бабушка» - пальчиковые
игры. (4ч.)
Практика: практические упражнения на координацию рук и развитие мелкой моторики
пальцев рук. Пальчиковые игры.(6ч.)
Форма контроля: Практическое задание.
Раздел 3. Свойства звука (4 ч)
Теория: Высота, длительность, громкость, тембр; Беседа о звуках музыки «высокие и
низкие,
тихие
и
громкие,
длинные
и
короткие»(2ч.)
Практика: Практические упражнения на длительность, тембр, высоту звука.(2ч.).
Слышать и отличать высокие и низкие звуки. Сыграть или спеть громко или тихо.
Форма контроля: Наблюдение, практическое задание.
Раздел 4. Разучивание песен, попевок в сопровождении фортепиано (10 ч)
Теория: песни «Весѐлые гуси», «Лошадка», «Калинка», «Я на скрипочке», «Ёлочка»,
«Я на солнышке лежу», «Нам не страшен серый волк», «Киска» (3ч.)
Практика: Разучивание песен с педагогом в сопровождении фортепиано, колокольчика,
игра на бубне (7ч.)
Форма контроля: Наблюдение, практическое задание.
Раздел 5. Игра на фортепиано одним пальцем (10ч)
Теория: знакомство с фортепиано (2ч.)
Практика: игра на фортепиано одним пальцем с помощью педагога разными руками
коротких песенок. (8ч.)
Форма контроля: Наблюдение, практическое задание.
Раздел 6. Итоговое занятие (1 ч)
Теория: обсуждение достижений.
Практика: представление репертуара родителям, исполнение звуков одним пальцем на
фортепиано, пение песен, попевок.
Форма контроля: наблюдение, практическое задание.
Учебно – тематический план 2 год обучения
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Организационное
занятие
1
0.5
0.5
наблюдение, беседа
2
Упражнения на
координацию
рук/пальчиковые
игры
10
5
5
игровые упражнения
(практические
упражнения)
3
Свойства звука
4
2
2
наблюдение,
практические упражнения
4
Разучивание песен,
попевок в
сопровождении
фортепиано
10
2
8
Наблюдение,
практическое задание
5
Игра на фортепиано
одним пальцем
10
4
6
Наблюдение,
практическое задание
6
Итоговое занятие
1
0.5
0.5
Наблюдение,
практическое задание
36
12
24
Итого
Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационное занятие (1 ч)
Теория: Беседа по технике безопасности;
Практика: Повторение названия инструмента, регистров.
Форма контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел 2. Упражнения на координацию рук/ пальчиковые игры (10 ч)
Теория: «Березка», «Птичка», «Этот пальчик…», «Часики», «Бабушка», «Капустка» пальчиковые игры. (5ч.)
Практика: практические упражнения на координацию рук и развитие мелкой моторики
пальцев рук. Пальчиковые игры.(5ч.)
Форма контроля: Практическое задание.
Раздел 3. Свойства звука (4 ч)
Теория: Высота, длительность, громкость, тембр; Беседа о звуках музыки «высокие и
низкие, тихие и громкие, длинные и короткие» (2ч.)
Практика: Практические упражнения на длительность, тембр, высоту звука.(2ч.)
Слышать и отличать высокие и низкие звуки. Сыграть или спеть громко или тихо.
Форма контроля: Наблюдение, практическое задание.
Раздел 4. Разучивание песен, попевок в сопровождении фортепиано (10 ч)
Теория: песни «Весѐлые гуси», «Лошадка», «Калинка», «Я на скрипочке», «Ёлочка», « Я
на солнышке лежу», «Нам не страшен серый волк», «Киска», «Добрый жук», «Овечка»,
«Улыбка» (2ч.)
Практика: разучивание песен с педагогом в сопровождении фортепиано, колокольчика,
игра на бубне (8ч.)
Форма контроля: наблюдение, практическое задание.
Раздел 5. Игра на фортепиано одним пальцем (10 ч)
Теория: движение вверх и вниз – направление на клавиатуре, звукоизвлечение двух
звуков с помощью педагога, нумерация пальцев.(4ч.)
Практика: игра на фортепиано разными пальцами коротких песенок с помощью
педагога, движение по звукоряду вверх и вниз, двойные звуки разными руками (6ч.)
Форма контроля: наблюдение, практическое задание.
Раздел 6. Итоговое занятие (1 ч)
Теория: обсуждение достижений.
Практика: представление репертуара родителям, исполнение звуков одним пальцем на
фортепиано, пение песен, попевок.
Форма контроля: наблюдение, практическое задание.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
- имеют представление о безопасном и целесообразном поведении;
- выстраивают взаимоотношения с окружающей средой;
- положительно относятся к детско-взрослому сообществу;
- способы эмоционально-психологического благополучия, снятия фактора тревожности,
охраны и укрепления здоровья детей;
Предметные:
- владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах;
- слушают музыкальные произведения в исполнении педагога;
- владеют простыми музыкальными играми;
Метапредметные:
- развитие эмоциональной сферы личности, потребность самовыражения в процессе
музыкальной деятельности;
- развитие природных способностей детей;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие познавательного интереса.
1.5. Воспитательный компонент программы
Цель воспитания:
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
Результат воспитания:
- развитие самосознания учащихся;
- формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной
ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
- развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного
взаимодействия;
- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения
межличностных конфликтов;
- укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к
реальности.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
- активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывают помощь членам коллектива, находят с ними общий язык и общие интересы.
Работа с коллективом обучающихся
Работа с коллективом обучающихся детского объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и
психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
- организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы,
собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий
в течение учебного года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
объединения «Волшебные клавиши»
на 2025-2026 учебный год
Педагог дополнительного образования Бровко М.В.
«Учебное занятие»
№
Мероприятие
Задачи
1.
«Я рисую музыку»
Нарисовать картинку
на понравившееся
произведение.
Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация
Содействие развитию
творческой активности
обучающихся, участие в
жизни ЦРТДЮ,
самореализация.
Развитие
коммуникабельности
обучающихся.
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
2.
Концерт для
родителей по итогам
1 четверти
3.
Концерт «Зимняя
сказка» для детей и
родителей
объединения
4.
Новогодние
мероприятия в
ЦРТДЮ
5.
«Композитор –
это...». Беседа о
композиторах, чьи
произведения
исполняют дети.
6.
«Из глубины веков».
Концерт – беседа о
старинной музыке.
Сроки
проведения
октябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
февраль
март
Примечание
Для детей
младшего
возраста
Участвуют
дети со
второго года
обучения
Участвуют
все дети
объединения
Участвуют
все дети
объединения
Участвуют
все дети.
Беседу
проводит
педагог.
Беседу
проводит
педагог с
помощью
детей
(исполняют
7.
«Путешествие по
нотам».
Концерт для
дошкольников
8.
Отчетный концерт
коллектива.
Выпускной вечер
1.
2.
3.
4.
5.
Первичный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
безопасности,
поведению на
дорогах, поведению
при угрозе ЧС и
теракта
Беседы по профилактике разрешения
конфликтных ситуаций с применением
медиативных технологий
Повторный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
безопасности, поведению на дорогах,
поведению при
угрозе ЧС и теракта
Проведение бесед по
информационной
безопасности в сети
Проведение бесед по
правилам поведения
на дорогах, в общественных местах в
летнее время, по
правилам поведения
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Понимание ценности
знаний и практических
навыков, стремление к
самосовершенствованию,
активное участие в жизни
ЦРТДЮ, приобретение
навыков самостоятельного
и рационального мышления
Профилактика
Повышение уровня
конструктивного поведения
обучающихся
Повышение уровня
конструктивного поведения
учащихся в конфликтных
ситуациях
Повышение уровня
конструктивного поведения
обучающихся
Формирование социальной
компетентности
Повышение уровня
конструктивного поведения
обучающихся
апрель
май
сентябрь
ноябрь
январь
март
май
произведени
я)
Участвуют
дети 1-2 года
обучения
Участвуют
все дети
объединения
Проводится
на занятии
у водоемов
1.
Организационное
родительское
собрание
2.
Индивидуальные
консультации для
родителей
Открытые занятия
для родителей
3.
Работа с родителями
Знакомство родителей с
сентябрь
целями и задачами
обучения по данной ДООП,
особенностями организации
учебного процесса,
режимом работы и учебным
графиком
Решение вопросов
В течение
социального и
учебного
педагогического характера
года
Знакомство родителей с
промежуточными
апрель
результатами работы
объединения
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
1 год
обучения
1 сентября
2025 г.
31 мая
2026 г.
36
36
36
2 год
обучения
1 сентября
2025 г.
31 мая
2026 г.
36
36
36
1 раз в
неделю по
30 мин.
1 раз в
неделю по
30 мин
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо просторное помещение с хорошим
освещением и вентиляцией.
Перечень оборудования учебного кабинета:
- стулья для обучающегося и педагога;
- шкаф (стеллаж, полка) для хранения учебных материалов, пособий;
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- бубны, колокольчики;
- магнитофон;
- аудиозаписи для прослушивания музыкальных произведений
Интернет - ресурсы
https://portalpedagoga.ru/
https://www.1urok.ru
https://almanahpedagoga.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://portalobrazovaniya.ru
Кадровое обеспечение
Дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую
программу
художественной направленности «Волшебные клавиши» реализует талантливый,
творчески работающий педагог, имеющий большой практический опыт в области
работы с детьми, имеющий свою педагогическую систему, в основе которой лежит
личностно-ориентированный подход в обучении, направленный на раскрытие
индивидуальных
способностей
обучающегося,
имеющий
профессиональное
образование. Систематически проходит курсы повышения квалификации
2.3. Формы контроля (аттестации)
Формами проверки знаний, умений и навыков обучающихся являются игровые
упражнения, самостоятельная практическая работа, наблюдение, беседа.
Результатом освоения программы является: сопровождение пения и звучащей музыки
игрой на бубне или колокольчике, знание музыкальных инструментов (фортепиано,
бубен, колокольчик), знание высоких и низких звуков на фортепиано. Знание и
уверенность исполнения музыкального произведения (мелодии) одним пальцем;
ритмическая точность и соответствие темпа характеру исполняемой музыки с бубном
или колокольчиком; знание пальчиковых и музыкальных игр.
По итогам исполнения программы учащиеся оцениваются по трехуровневой шкале:
Высокий уровень: технически качественное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения, показывает на фортепиано
высокие и низкие звуки, поѐт детские песенки в сопровождении педагога, показывает
музыкальные инструменты по просьбе педагога, может сопровождать пение или
звучащую музыку игрой на бубне или колокольчике.
Средний уровень: исполнение с небольшими недочетами, малохудожественная игра,
слабая техническая подготовка.
Низкий уровень: комплекс серьезных недостатков, невыученный текст (не может спеть
детские песенки в сопровождении педагога), не может показать на фортепиано высокие
и низкие звуки, не сопровождает пение и звучащую музыку игрой на бубне или
колокольчике.
Лист учета результатов
Оценка показателей по критериям: никогда – 0 баллов, иногда
(редко) – 1 балл, часто – 2 балла, всегда (постоянно) – 3 балла
Технически Показыва Поѐт
Показывает
Может
качественно ет на
детские
музыкальные сопровожда
еи
фортепиа песенки в
инструменты ть пение или
художестве но
сопровожд
звучащую
нно
высокие
ении
музыку
Уровень
освоения
программ
ы: 1-4 б –
низкий;
5-8 б –
№ Ф.И.
ребенк
а
осмысленно
е
исполнение
и низкие
звуки
педагога
игрой на
Всего
бубне или
колокольчик
е
средний;
9-12 б высокий
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итоговой диагностики учащихся
Уровень освоения программы
№
Фамилия, имя
обучающегося/уровни
освоения
Предметные
результаты
Н
С
В
Метапредметные
результаты
Н
С
В
Личностные
результаты
Н
С
Итоговая
оценка
В
1
2
3
2.4. Методы обучения:
1. Информационно-рецептивный – педагог сообщает информацию, а ребенок
воспринимает еѐ, осознает, фиксирует в памяти.
2. Репродуктивный – неоднократное повторение, закрепление полученных знаний и
способов действия, так формируются знания, умения, навыки.
3. Метод контроля (текущий – на каждом занятии, итоговый – в конце обучения).
3. Список литературы
Для педагога:
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/
под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2016;
2. Каргина З.А. Практическое пособие для работы педагога дополнительного
образования. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2008;
3. Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/ М., 2017;
4. «Праздник каждый день» Программа музыкального воспитания детей
дошкольного возраста (средняя группа) И. Каплунова, И. Новооскольцева.
Издательство «Композитор» 2010г.
5. «Музыкальные пальчиковые игры» Поддубная Е.А.. Издательство «Феникс» 2011
Для обучающихся:
1. Нотные сборники: «Детский альбом» П.
Кабалевского, М. Крутицкого, М. Караманова.
И.
Чайковский,
пьесы
Д.Б.
2. «Логоритмические распевки» Овчинникова Т.С. Издательство КАРО 2009г.
3. О. Геталова В музыку с радостью – Композитор, Санкт-Петербург, 2005.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование к программе
«Волшебные клавиши»
1 год обучения
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма контроля
Организационное
занятие.
Свойства звука.
Звуки высокие и
низкие. Примеры.
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые
игры.
Игра одним
пальцем на
фортепиано с
помощью педагога.
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
практические
упражнения
Практические
упражнения
Пение попевок в
сопровождении
фортепиано, бубна.
Разучивание песни.
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Практические
упражнения
сентябрь
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
1
1
2
2
3
3
Индивидуальное 1
занятие
4
4
Индивидуальное 1
занятие
5
5
Индивидуальное 1
занятие
6
6
Индивидуальное 1
занятие
7
7
Индивидуальное 1
занятие
8
8
Индивидуальное 1
занятие
Наблюдение,
практическое
задание
октябрь
Пальчиковые
игры. Упражнения
на координацию
рук.
Разучивание песни. Наблюдение,
Игра на бубне.
практическое
задание
ноябрь
9
9
Индивидуальное 1
занятие
10
10
Индивидуальное 1
занятие
Свойства звука.
Звуки тихие и
громкие
(исполнение их на
фортепиано и
голосом)
Игра одним
пальцем на
фортепиано
разными руками с
Наблюдение,
практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
11
11
Индивидуальное 1
занятие
12
12
Индивидуальное 1
занятие
13
13
Индивидуальное 1
занятие
помощью педагога.
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые игры.
Разучивание песни.
Игра на бубне.
Практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
Игра
на Наблюдение,
фортепиано
3-м практическое
пальцем
правой задание
рукой
попевок.
простых
декабрь
14
14
Индивидуальное 1
занятие
15
15
Индивидуальное 1
занятие
16
16
Индивидуальное 1
занятие
17
17
Индивидуальное 1
занятие
18
18
Индивидуальное 1
занятие
19
19
Индивидуальное 1
занятие
20
20
Индивидуальное 1
занятие
21
21
Индивидуальное 1
занятие
22
22
Индивидуальное 1
занятие
23
23
Индивидуальное 1
занятие
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые игры.
Повторение
выученных песен.
Практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Игра на
фортепиано 2-м
пальцем правой
рукой .
Свойства
звука. Наблюдение,
Звуки плавные и практические
резкие.
упражнения
январь
Разучивание песни.
Ритмические
упражнения на
бубне ( медленно и
быстро)
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые игры.
Игра на
фортепиано 4-м
пальцем правой
рукой.
Наблюдение,
практическое
задание
Игра на
фортепиано левой
рукой 3-м пальцем
с помощью
педагога.
Разучивание песни.
Музыкальная игра .
Наблюдение,
практическое
задание
Практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
февраль
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые
Наблюдение,
практическое
задание
Практические
упражнения
24
Индивидуальное 1
занятие
25
25
Индивидуальное 1
занятие
26
26
Индивидуальное 1
занятие
27
27
Индивидуальное 1
занятие
28
28
Индивидуальное 1
занятие
24
игры..
Игра на
фортепиано 3-м
пальцем левой
рукой.
Наблюдение,
практическое
задание
март
Свойства звука.
Движение звуков
вверх и вниз.
Игра на
фортепиано одним
пальцем с
помощью педагога.
Повторение песен.
Игра на бубне.
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
практическое
задание
Упражнения
на Практические
координацию рук. упражнения
Хлопки по коленям
двумя
руками
вместе
и
по
очереди
под
ритмичную музыку
апрель
29
29
Индивидуальное 1
занятие
30
30
Индивидуальное 1
занятие
31
31
Индивидуальное 1
занятие
32
32
Индивидуальное 1
занятие
33
33
Индивидуальное 1
занятие
34
34
Индивидуальное 1
занятие
35
35
Индивидуальное 1
занятие
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые игры.
Игра на
фортепиано правой
рукой двумя
пальцами
одновременно.
Пальчиковые игры.
Упражнения на
координацию рук.
Разучивание песни.
Повторение
выученных песен.
Игра
на
колокольчике.
Практические
упражнения
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые игры.
Повторение пьес
на фортепиано.
Игра на бубне под
музыку.
Повторение песен.
Движения под
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
практическое
задание
Практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
май
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
36
36
Индивидуальное 1
занятие
Итого:
музыку
Итоговое занятие
задание
Наблюдение,
практическое
задание
36
Календарно-тематическое планирование к программе
«Волшебные клавиши»
2 год обучения
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма контроля
Организационное
занятие.
Свойства звука.
Звуки высокие и
низкие. Примеры.
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые
игры.
Игра на
фортепиано
поступенного
движения .
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
практические
упражнения
Практические
упражнения
Пение попевок в
сопровождении
фортепиано,
бубна.
Разучивание
песни. Повторение
попевок.
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые
игры.
Повторение песен.
Игра на бубне.
Наблюдение,
практическое
задание
Свойства звука.
Звуки долгие и
короткие.
Игра одним
пальцем на
фортепиано с
Наблюдение,
практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
сентябрь
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
1
1
2
2
3
3
Индивидуальное 1
занятие
4
4
Индивидуальное 1
занятие
5
5
Индивидуальное 1
занятие
6
6
Индивидуальное 1
занятие
7
7
Индивидуальное 1
занятие
8
8
Индивидуальное 1
занятие
9
9
Индивидуальное 1
занятие
10
10
Индивидуальное 1
занятие
Наблюдение,
практическое
задание
октябрь
Наблюдение,
практическое
задание
Практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
ноябрь
11
11
Индивидуальное 1
занятие
12
12
Индивидуальное 1
занятие
13
13
Индивидуальное 1
занятие
14
14
Индивидуальное 1
занятие
15
15
Индивидуальное 1
занятие
16
16
Индивидуальное 1
занятие
17
17
Индивидуальное 1
занятие
18
18
19
20
помощью
педагога.
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые
игры.
Повторение
выученных песен в
сопровождении
бубна.
Игра
на
фортепиано
3-м
пальцем
правой
рукой.
Практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
декабрь
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые
игры.
Пение попевок.
Повторение
выученных песен.
Игра на
фортепиано 2-м
пальцем правой
рукой .
Свойства
звука.
Звуки резкие и
плавные.
Практические
упражнения
Индивидуальное 1
занятие
Разучивание
песни.
19
Индивидуальное 1
занятие
20
Индивидуальное 1
занятие
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые
игры.
Игра на
фортепиано 4-м
пальцем правой
рукой .
Наблюдение,
практическое
задание
Практические
упражнения
21
21
Индивидуальное 1
занятие
22
22
Индивидуальное 1
занятие
23
23
Индивидуальное 1
занятие
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практические
упражнения
январь
Наблюдение,
практическое
задание
февраль
Игра на
фортепиано левой
рукой 3-м пальцем
Разучивание
песни.
Музыкальная игра
.
Упражнения на
координацию рук.
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Практические
упражнения
24
Индивидуальное 1
занятие
25
25
Индивидуальное 1
занятие
26
26
Индивидуальное 1
занятие
27
27
Индивидуальное 1
занятие
24
Пальчиковые
игры.
Игра на
фортепиано 2-м
пальцем левой
рукой .
Наблюдение,
практическое
задание
март
28
Индивидуальное 1
занятие
29
29
Индивидуальное 1
занятие
30
30
Индивидуальное 1
занятие
31
31
32
32
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
28
Свойства звука.
Звуки тихие и
громкие.
Примеры.
Повторение песен,
попевок.
Наблюдение,
практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
Игра на
Наблюдение,
фортепиано
практическое
знакомых мелодий задание
разными
пальцами.
Упражнения
на Практические
координацию рук. упражнения
Хлопки
по
коленям
двумя
руками вместе и
по очереди под
ритмичную
музыку
апрель
Упражнения на
координацию рук.
Пальчиковые
игры.
Игра на
фортепиано
правой рукой
двумя пальцами
одновременно.
Упражнения на
координацию рук.
Разучивание песни
в сопровождении
колокольчика.
Практические
упражнения
Индивидуальное 1
занятие
Индивидуальное 1
занятие
Пальчиковые
игры.
Повторение пьес
на фортепиано.
Индивидуальное 1
занятие
Повторение песен.
Практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Практические
упражнения
Наблюдение,
практическое
задание
май
33
33
34
34
35
35
36
36
Индивидуальное 1
занятие
Итого:
36
Итоговое занятие
Наблюдение,
практическое
задание