ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0086CB263425BB6562389082A7AC04734D
Владелец: Демих Елена Борисовна
Действителен: с 09.01.2025 до 04.04.2026
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебно-тематический план 1 год обучения
- содержание учебного плана
- планируемые результаты
1.3.2. Учебно-тематический план 2 год обучения
- содержание учебного плана
- планируемые результаты
1.3.3. Учебно-тематический план 3 год обучения
- содержание учебного плана
- планируемые результаты
1.3.4. Учебно-тематический план 4 год обучения
- содержание учебного плана
- планируемые результаты
1.4. Воспитательный компонент программы.
- цель воспитания
- задачи воспитания
- результаты воспитания
- планируемые результаты реализации программы воспитания
- работа с коллективом обучающихся
- работа с родителями
- Календарный план воспитательной работы объединения «Игровая
экология» на 2025 – 2026 учебный год.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
- материально – техническое обеспечение
- перечень оборудования учебного кабинета
- интернет - ресурсы
- кадровое обеспечение
2.3. Формы контроля (аттестации)
2.4. Методическое обеспечение
3. Список литературы
4. Приложения 1,2,3,4 «Календарно – тематическое планирование по программе
«Игровая экология» (1,2,3,4 год обучения)
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность
программы:
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Игровая экология» является программой
естественно-научной
направленности.
Актуальность программы: Экологическое состояние нашей планеты является
глобальной проблемой современности. Угроза экологического кризиса, сформированное
в обществе прагматическое отношение к природе вывело экологическое образование
на первое место по значимости, как для человека, так и для природы. В этом
направлении для детей школьного возраста создано немало программ, направленных на
развития нравственной, экологической личности.
Однако недостатком их является то, что они не учитывают региональные и
местные особенности, национальные традиции и обычаи. Это и послужило поводом для
создания данной программы.
Программа «Игровая экология» является составной частью программ
естественно-научной
направленности
ЦРТДЮ
и
призвана
способствовать
формированию у детей младшего школьного возраста познавательного интереса в
области биологии, экологии, творческого мышления, стимулировать их интерес к
экологическим проблемам.
Отличительные особенности программы: Программа «Игровая экология»
модифицированная. Она составлена на основе авторской программы Шпотовой Татьяны
Владимировны и сохраняет еѐ авторское название, а также отражает элементы
содержания данной программы, структуру и стиль, подходы и формы организации
деятельности детей. Особенностью данной программы является увеличение часов за
счѐт углубления и расширения тем, с учѐтом реальных условий, изменение тем
экскурсий, дополнение практической работы творческими заданиями по
конструированию и моделированию.
Адресат программы: программа направлена на обучение детей младшего
школьного возраста от 7 до 10 лет и построена с учетом их возрастных особенностей. В
этот период у детей происходит интенсивное развитие и качественное преобразование
познавательных процессов. Ребенок постепенно овладевает своими психическими
процессами, учиться управлять вниманием, памятью и мышлением.
У него идет формирование словесно-логического и рассуждающего мышления,
которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений,
уметь аргументировать свою точку зрения, опираясь на факты.
Активно развивается воображение детей, которое способствует развитию
пространственного и стратегического типов мышления и прогностических навыков.
Все это ведет к возникновению и развитию новых качественных образований у
ребенка, таких, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.
Все эти изменения, происходящие у младшего школьника, свидетельствуют о
том, что данный возрастной период является сензитивным для развития творческого
потенциала, устойчивых познавательных потребностей и интересов, навыков
самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, раскрытия индивидуальных
особенностей и способностей.
Формы организации образовательного процесса: учебные группы по 10 – 15
человек.
Виды занятий: в связи с особенностями данного возраста ведущим видом
деятельности в программе является игра, а также экскурсии, проведение опытов,
наблюдений в природе, составление коллажей, коллекций.
При проведении занятий учитывается уровень подготовки детей, направленность
их интересов, состояние здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья
присутствуют на занятиях вместе с основной группой детей.
Работа с детьми опирается на знания, полученные в детском саду и на уроках
природоведения, самостоятельно из литературы и при непосредственном общении с
природой.
Объём программы: программа рассчитана на 4 года обучения. Годовой объѐм
программы – 36 часов.
Форма организации программы: традиционная. Форма обучения – очная.
Режим занятий – 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у обучающихся ответственного отношения к природе
через расширение кругозора о связях в природе и практическую деятельность.
Задачи программы:
Предметные:
познакомить обучающихся с основными экологическими понятиями: место
обитания, приспособления организмов к жизни в данных условиях
существования, взаимоотношения организмов между собой и объектами
окружающей среды, цикличность природных процессов, биоразнообразие;
вовлекать обучающихся в реальную практическую природоохранную
деятельность.
Метапредметные:
развивать умения самостоятельно мыслить, устанавливать причинноследственные связи в окружающем мире, находить в окружающем мире
локальные проявления глобальных экологических проблем, применять знания на
практике;
способствовать расширению контактов обучающихся с природой;
содействовать формированию навыков бережного отношения и ответственности
за свои действия в природе;
Личностные:
воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;
воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание
прийти на помощь сверстнику;
формировать умение принимать собственное решение, опираясь на свои знания,
умения в различных видах деятельности;
поддерживать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности
обучающихся на занятиях.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план 1 год обучения
№
Название раздела, темы
Количество
часов всего
Теория
Практика
1
Мой дом – планета земля
10
3
7
2
Живые организмы и
окружающая среда
Экосистема леса. Этажи
леса
12
5
7
2
3
4
Экосистема почвы
3
2
2
5
Ритмы и циклы в природе
3
1
2
6
Итоговая аттестация
обучающихся
3
1
3
36
12
24
3
ИТОГО:
5
Формы аттестации,
контроля
Практические
задания, опросы
Практические
задания, опросы
Практические
задания, опросы
Практические
задания, опросы
Практические
задания, опросы
Тестирование,
занятиеконтроль
Содержание учебного плана 1 года обучения
Раздел 1. Мой дом – планета земля.
Теория: Место Земли во Вселенной и место человека среди живых существ Земли.
Знакомство с понятием среда обитания, растительное сообщество, животное
сообщество. Отличие разных мест обитания.
Обитатели и растения луга, леса, водоема. Почему животные и растения встречаются в
своей среде обитания?
Пищевые отношения между живыми существами. Понятие «пищевая цепочка».
Знакомство детей с представителями растительного и животного сообщества леса, луга
и водоема. Закрепление полученных на предыдущих уроках знаний о сообществах и
пищевой цепочке.
Практика: Экскурсии «Среда обитания», «Биоценоз леса», «Биоценоз луга», «Биоценоз
водоѐма».
Форма контроля: Практические задания, опросы
Раздел 2. Живые организмы и окружающая среда
Теория: Значение воды в жизни человека. Круговорот воды в природе Процесс
образования снежинок. Образ жизни обитателей зимнего леса. Роль снежного покрова в
жизни обитателей зимнего леса. Следы животных на снегу.
Приспособления деревьев к зимним условиям. Строение почки. Признаки, по которым
можно распознать деревья зимой.
Кто такие насекомые? Признаки, по которым можно узнать насекомое. Стадии
развития насекомого. Приспособления насекомых к неблагоприятным зимним
условиям.
Многообразие форм носов, ушей и зубов животных. Приспособления птиц к жизни в
разных местах обитания.
Приспособления у животных и растений для защиты от врагов. Знакомство с
представителями царства растений – деревьями. Строение дерева и функции его частей.
Практика: Изготовление уютного «домика» для мышки, организация выставки
полученных «домиков».
Практическая работа по описанию зимнего дерева, измерению толщины снежного
покрова, обсуждение увиденных на снегу следов животных и птиц. Закрепление знаний,
полученных на предыдущих уроках.
Экскурсии «Животные зимой», «Зимний лес».
Форма контроля: Практические задания, опросы
Раздел 3. Экосистема леса. Этажи леса.
Теория: Ярусы леса, представители растительного и животного сообществ каждого
яруса.
Строение цветка. Знакомство с процессом опыления цветковых растений.
Знакомство с первоцветами нашего края.
Практика:
Составление цепочки жизни первоцвета. Экскурсия «Этажи леса»,
«Первоцветы».
Форма контроля: Практические задания, опросы
Раздел 4. Экосистема почвы
Теория: Почва - среда обитания живых существ. Многообразие типов почв. Количество
плодородных почв на земле. История почвообразования на Земле. Факторы,
определяющие плодородие почв.
Практика: Экскурсия «Типы почв», «Типы почв нашей местности». Изучение
обитателей почвы.
Форма контроля: Практические задания, опросы
Раздел 5. Ритмы и циклы в природе
Теория: Цикличность в развитии растений. Многообразие семян. Способы
распространения семян. Классификация семян по разным признакам, знакомство со
способами распространения семян.
Знакомство детей с понятием ритмы и циклы. Суточные и сезонные ритмы в природе.
Практика: Экскурсия «Ритмы и циклы в природе. Наблюдение за сезонными
изменениями в природе. Описание признаков весны в природе.
Форма контроля: Практические задания, опросы
Раздел 6. Итоговая аттестация обучающихся
Теория: --Практика: День Земли - уборка территории вокруг школы от мусора. Экологический
капустник. Итоговое занятие «В гости к матушке Природе».
Форма контроля: Тестирование, занятие-контроль
Планируемые результаты 1 года обучения:
Предметные:
знают растения и животных леса, луга, водоѐма
знают планеты солнечной системы;
знают строение дерева;
знают строение насекомых;
знают приспособления животных и растений к зимним условиям;
знают способы защиты растений и животных;
знают особенности строения птиц в зависимости от места обитания;
знают состав почвы, как она образуется;
составляют пищевые цепочки;
прогнозируют последствия в природных сообществах леса, луга, водоѐма при
исчезновении какого-либо вида животного или растения.
Метапредметные:
владеют экологическими понятиями: сообщество, биоценоз, среда обитания,
пищевая цепочка;
распознают природные объекты в природе по гербарным и коллекционным
материалам;
устанавливают взаимосвязи между объектами и явлениями;
сравнивают разные объекты.
Личностные:
развита познавательная активность, познавательная мотивация;
поддерживают дружеские взаимоотношения в совместных играх, на занятиях.
1.3.2. Учебно-тематический план 2 год обучения
№
Название раздела, темы
Количество
часов всего
Теория
Практика
1
Строение Земли
10
4
6
2
Экосистема водоѐма
11
4
7
3
Экосистема леса. Сеть
пищевых отношений
7
4
3
4
Экосистема почвы
3
2
1
5
Рождение новой жизни
4
1
3
6
Итоговая аттестация
обучающихся
1
ИТОГО:
36
1
15
Формы аттестации,
контроля
Тест, игровые
задания
Тест, игровые
задания, опрос
Тест, игровые
задания, опрос
Тест, игровые
задания
Тест, игровые
задания, опрос
Тестирование,
занятиеконтроль
21
Содержание учебного плана 2 года обучения
Раздел 1. Строение Земли
Теория: Внутренне строение Земли. Современные геологические процессы, их
проявление на поверхности земли. Многообразие и происхождение минералов. Горная
порода. Многообразие горных пород. Рельеф земли. Факторы, влияющие на форму
поверхности земли. Процесс выветривания. Естественная история Земли.
Практика: Экскурсия Я и мир вокруг меня», Экскурсия «Мир камня»
Форма контроля: Тест, игровые задания, опрос
Раздел 2. Экосистема водоѐма
Теория: Водная среда обитания. Многообразие водоемов, условия жизни в них и состав
водных биоценозов. Приспособления живых существ к жизни в воде. Жизненные циклы
водных организмов, связь жизни водоема с сезонными изменениями в природе. Понятие
«экотон» и «экосистема». Проблема сокращения мест обитания диких животных.
Прогнозирование изменений в природе под влиянием человека.
Миграция животных. Факторы, влияющие на миграцию живых организмов.
Естественные миграционные процессы в природе.
Практика: Экскурсии «Место обитания – родной дом», «Животные уголка живой
природы», «Обитатели аквариума».
Форма контроля: Тест, игровые задания, опрос
Раздел 3. Экосистема леса. Сеть пищевых отношений
Теория: Жизненный цикл дерева. Роль листа в жизни дерева. Процесс фотосинтеза.
Пищевые отношения между обитателями леса. Роль птиц в жизни леса, знакомство с
понятием «экологическая ниша». Трофические отношения в природе. Понятие «Сеть
трофических отношений».
Практика: Экскурсия «Трофические отношения». Поиск примеров трофических
отношений в лесу.
Форма контроля: Тест, игровые задания, опрос
Раздел 4. Экосистема почвы
Теория: Почва необходимый компонент экосистемы леса. Почва среда обитания живых
существ. Длительность формирования почвенных экосистем. Оценка влияния человека
на почву в разных местах. Выяснение роли почвы в жизни животных Изучение
почвенных обитателей школьного двора
Практика: Экскурсия «Почва – сложная экосистема»
Форма контроля: Тест, игровые задания
Раздел 5. Рождение новой жизни
Теория: Особенности жизни растений и животных весной. Цикл развития растений.
Факторы, влияющие на опыление растений. Весна – время свадеб и песен в природе.
Появление новой жизни.
Практика: Экскурсия «Рождение новой жизни»
Форма контроля: Тест, игровые задания, опрос
Раздел 6. Итоговая аттестация обучающихся
Теория: --Практика: Экологический капустник с родителями
Форма контроля: Тестирование, занятие-контроль
Планируемые результаты 2 года обучения:
Предметные:
знают основные полезные ископаемые родного края;
знают формы рельефа;
понимают значение листьев в жизни растения;
знают приспособления живых организмов к жизни в воде;
знают типы взаимоотношений между живыми организмами в природе;
знают обитателей почвы, их значение;
понимают отличия сезонных ритмов и жизненных циклов;
распознают природные объекты;
составляют схемы пищевых отношений.
Метапредметные
владеют экологическими понятиями: трофические отношения, цикл, ритм,
приспособления, экосистема;
устанавливают взаимосвязи между природными объектами и деятельностью
человека;
планируют меры по сохранению и улучшению экологического состояния
природных объектов;
находят изменения в окружающей природе и предлагают пути их решения;
осуществляют практическую деятельность.
Личностные
оценивают себя и свое окружение.
1.3.3. Учебно-тематический план 3 год обучения
№
Название раздела, темы
Количество
часов всего
Теория
Практика
6
11
7
9
1
Биосфера
17
2
Человек – сын Природы
16
3
Итоговая аттестация
обучающихся
ИТОГО:
3
36
3
13
Формы аттестации,
контроля
Тест, игровые
задания, опрос
Тест, игровые
задания, опрос
Тестирование,
занятие-контроль
23
Содержание учебного плана 3 года обучения
Раздел 1. Биосфера
Теория: Границы распространения жизни на земле. Соотношение понятий «Биосфера»
и «границы распространения жизни».
Строение биосферы. Литосфера, атмосфера, гидросфера. Живая оболочка земли.
Оптимальные условия жизни живых организмов. Приспособления животных и
растений к условиям обитания.
Эволюция. Изменчивость организмов как приспособление к условиям существования.
Эволюция как общий закон Природы.
Экосистема и биосфера. Условия существования организмов и способность их к
изменчивости. Зависимость видового состава экосистем от абиотических факторов.
Многообразие и разнообразие экосистем в биосфере.
Круговороты веществ в природе. Причина непрерывности жизни на земле Примеры
важнейших круговоротов: питательных веществ, воды. Продуценты, редуценты,
консументы.
Трофические отношения в природе. Взаимоотношения организмов. Симбиоз,
конкуренция, паразитизм, хищничество.
Практика: Экскурсия «Распространение жизни на земле», Экскурсия «Сферы жизни»,
Экскурсия «Оптимальные условия», Экскурсия «Многообразие экосистем», Экскурсия
«Круговороты».
Форма контроля: Тест, игровые задания, опрос
Раздел 2. Человек – сын Природы
Теория: Среда обитания человека. Диапазон приемлемых для человека условий среды.
Человек – сын Природы. Приспособляемость человека к условиям среды: оптимальные
условия жизни для человека. Жизненный цикл. Общие и отличительные черты человека
в мире живых существ. Место человека в пищевых цепочках. Созидательная и
разрушительная роль человека.
Основной преобразующий фактор Природы. Место обитания, преобразованное
человеком. Скорость изменение территории города под влиянием человека.
Использование природных богатств человеком в своих интересах. Понятие
«природный ресурс». Исчерпаемые и неисчерпаемые ПР, возобновляемые и не
возобновляемые ПР. Разумное использование возобновляемых природных ресурсов.
Использование в домашних условиях не возобновляемых природных ресурсов.
Потребности человека. Обоснованные и необоснованные потребности человека.
Ограничение потребностей как один из путей выхода из экологического кризиса.
Состояние неустойчивости во многих экосистемах в результате возрастания
потребностей. Экологические проблемы как нарушение связей в природе. Человек и
экологические проблемы. Местные, локальные и глобальные экологические проблемы.
Практика: Экскурсия «Среда обитания и условия существования человека», Экскурсия
«Место обитания, преобразованное человеком», Экскурсия «Природа, как природный
ресурс», Экскурсия «Экологические проблемы города».
Форма контроля: Тест, игровые задания, опрос
Раздел 3. Итоговая аттестация обучающихся
Теория: Понятие «экологическая тропа»
Практика: Экскурсия по экологической тропе. День Земли. Итоговое занятие по теме
«Человек и биосфера».
Форма контроля: Тестирование, занятие-контроль
Планируемые результаты 3 года обучения:
Предметные:
знают экологические понятия: биосфера, оптимальные условия жизни, эволюция:
приспособления живых организмов к жизни на Земле;
знают виды круговорота веществ в природе;
знают типы взаимоотношений между живыми организмами в природе
устанавливают взаимосвязь между условиями обитания и живыми объектами;
составляют схемы взаимоотношений между живыми обитателями в природе;
проводят наблюдения в природе по рабочим карточкам;
оформляют результаты наблюдений и делают выводы.
Метапредметные:
понимают потребности человека и связь между потреблением и природными
ресурсами;
знают этапы развития жизни на земле.
Личностные:
Сформирована нравственно-этическая ориентация во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками
1.3.4. Учебно-тематический план 4 год обучения
№
Название раздела, темы
1
2
3
4
5
6
Количество
часов всего
Формы аттестации,
контроля
Теория
Практика
Знакомство с понятием
«Экологическая
проблема»
Загрязнение и мусор
3
1
2
Тестирование
12
5
7
Загрязнение атмосферы
6
2
4
Биоразнообразие на
планете Земля
Загрязнение воды и
почвы
Глобальность
экологических проблем
ИТОГО:
7
3
4
Практическая
работа, обсуждение
результатов
подсчетов.
Опрос, проблемные
ситуации
Опрос, наблюдение
5
2
3
Самоанализ, опрос
3
1
2
Контроль-занятие
36
14
22
Содержание учебного плана 4 года обучения
Раздел 1. Человек и экологическая проблема
Теория: Понятие «Экологическая проблема». Нарушенные связи в природе. Выявление
связей в природе. Последствия нарушения связей в природе. Классификация
экологических проблем: загрязнение, замусоривание, снижение биоразнообразия в
природе, деградация почв
Практика: Практическая работа «Подсчет автотранспорта на улицах города», «Подсчет
свалок в окрестностях города». Анализ полученной информации.
Форма контроля: Тестирование
Раздел 2. Загрязнение и мусор
Теория: Понятие «мусор». Мусор – это показатель воздействия на природу многих
видов деятельности человека. Изучение состава бытового мусора. Разнообразие
загрязняющих веществ в городской среде. Вредное влияние свалок мусора, утечек на
связи в природе.
Практика: Организация практической работы по оценке состава и количества
выбрасываемого нами мусора в течение недели, определение веса различных
компонентов бытового мусора. Подсчет автотранспорта на улицах города. Подсчет
свалок в окрестностях города.
Форма контроля: Практическая работа. Обсуждение результатов подсчетов.
Раздел 3. Загрязнение атмосферы
Теория: Понятие «Кислотный дождь». Причины образования кислотных осадков.
Влияние кислотных осадков на окружающую природу (здания, растения, животные).
Живые организмы – индикаторы чистоты окружающей среды.
Понятие «Парниковый эффект». Причины появления парникового эффекта.
Моделирование процесса образования парникового эффекта. Последствия парникового
эффекта.
Озон. Озоновый экран земли. Причины разрушения озонового слоя.
Звук. Единица измерения звука. Пределы допустимого звука для человека.
Последствия влияния звука на человека. Изучение параметров звука в школе в разных
местах. Шумовое загрязнение.
Практика: Выполнение практической работы. Обработка данных и обсуждение
результатов
Форма контроля: Опрос, проблемные ситуации
Раздел 4. Биоразнообразие на планете Земля
Теория: Сокращение зеленых территорий. Вырубка лесов. Сокращение численности
животных в связи с вырубкой лесов. Вынужденная миграция животных. Трудности
миграции животных. Охрана природы в Карелии. Заповедники, заказники,
национальные парки. Красная книга Карелии – показатель сокращение
биоразнообразия. Редкие, уязвимые виды растений и животных Карелии. Ботанический
заказник «Сортавальский». Редкие деревья, растущие в заказнике.
Практика: Обработка данных и обсуждение результатов
Форма контроля: Опрос, наблюдение
Раздел 5. Загрязнение воды и почвы
Теория: Виды загрязнения воды и почвы. Деградация почв под влиянием человека.
Вытаптывание – главный фактор влияния на почву в городской среде.
Асфальтированная земля. Количественная оценка заасфальтированной почвы.
Изменение качественных показателей почвы: влагопроницаемости, аэрации, степени
уплотнения, кислотности, температуры.
Животные и растения - индикаторы чистоты воды и почвы.
Практика: Обработка данных и обсуждение результатов.
Форма контроля: Самоанализ, опрос
Раздел 6. Глобальность экологических проблем
Теория: Глобальность экологических проблем. Местные, локальные, глобальные
экологические проблемы. Современные пути решения экологических проблем. Как
решаются экологические проблемы в других странах мира.
Практика: Сбор информации об экологических проблемах города, путях решения.
Форма контроля: Контроль-занятие
Планируемые результаты 4 года обучения:
Предметные:
знают экологические проблемы Земли;
понимают пути решения экологических проблем;
знают виды животных и растений, занесѐнных в Красную книгу своей местности;
знают формы охраны природы;
владеют основными экологическими понятиями: экологическая проблема,
загрязнение, устойчивость, кислотный дождь, озоновые дыры;
умеют находить изменения в окружающем мире и устанавливать причины их
возникновения, выделяют (предлагают) разные способы классификации объектов,
предлагают варианты действий по улучшению окружающей среды.
Метапредметные:
выявляют экологические проблемы на местности;
участвуют в природоохранной и пропагандистской деятельности;
умеют применять знания и умения на практике;
умеют извлекать пользу из полученного опыта.
Личностные:
владеют навыками работы в команде;
умеют представлять себя, выражать своѐ мнение, давать оценку своим поступкам
и поступкам своих товарищей;
1.4. Воспитательный компонент программы
Цель воспитания:
- создание условий для формирования социально - активной, творческой
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося с позитивным отношением
к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир,
развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности.
Результат воспитания:
- развитие самосознания учащихся;
- формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной
ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
- развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного
межличностного взаимодействия;
- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков
разрешения межличностных конфликтов;
- укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к
реальности.
Планируемые результаты реализации программы воспитания:
- активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывают помощь членам коллектива, находят с ними общий язык и общие интересы.
Работа с коллективом обучающихся
Работа с коллективом обучающихся детского объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
- организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические
беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий
в течение учебного года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания
детей.
Календарный план воспитательной работы
объединения «Игровая экология»
на 2025 – 2026 учебный год
Педагог дополнительного образования Пронина Людмила Николаевна
«Учебное занятие»
№
Мероприятие
Задачи
Сроки
проведения
Примечание
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Экскурсия «Горное
Сохранение уникальных
наследие г.Сортавала» природных объектов
г.Сортавала, связанных с
горной промышленностью
и традициями родного
края.
День заповедников и Создать условия для
национальных парков обобщения и
систематизации знаний
детей о видах ООПТ
Карелии. Закрепить
знания детей о животном
и растительном мире
ООПТ родного края
Международный
Познакомить детей с
День защиты бельков миром бельков. Рассказать
о значении защиты диких
животных. Развивать
творческие способности и
экологическое мышление.
Акция «День Земли» Привлечь внимание детей
к проблемам экологии и
желанию заботы о своей
планете
«Детское объединение»
День леса
Привлечь внимание
детей к проблеме
сохранения лесов и
повысить
осведомленность об их
значении для планеты
Всемирный
День Привлечь внимание к
защиты животных
проблемам животных.
Формировать
ответственное и
бережное отношение к
ним как к части
природы.
Синичкин день
Обобщить и расширить
представление детей о
зимующих птицах.
Вызвать сочувствие к
голодающим и
замерзающим птицам
зимой.
Всемирный День
Привлечение внимание
водно-болотных
к важности водноугодий
болотных угодий, их
Октябрь
Январь
Март
Май
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Февраль
охране и разумное
использование.
Обратить внимание
детей на роль болот в
экосистеме, их ценности
для биоразнообразия и
поддержания водного
баланса.
Республиканская
Развитие умений
экологическая
находить выход из
олимпиада «Берендей» различных
экологических
ситуаций, умение
видеть взаимосвязь и
взаимозависимость всех
компонентов живой и
неживой природы
Интеллектуальная игра Формирование
«Мусор – наше
представления у детей о
богатство»
том, что вторичная
переработка мусора
необходима для
окружающей среды
Март
Апрель
«Воспитательная среда»
СЕНТЯБРЬ
3.
4.
6.
21.09.
Международный
день мира
01.10.
Международный
день пожилых
людей
16.11.
Международный
день
толерантности
Познакомить со значением слов МИР,
СИМВОЛ, познакомить с символом мира;
показать причины возникновения войн,
пути разрешения конфликтов.
Воспитывать патриотизм, ответственное
отношение к сохранению мира на Земле.
ОКТЯБРЬ
Воспитание у учащихся чувства уважения,
внимания, сострадания, отзывчивости,
чуткости к пожилым людям.
НОЯБРЬ
Познакомить воспитанников с понятием
«толерантность»; выявить основные черты
толерантности; сформировать правильное
представление о толерантном поведении.
ДЕКАБРЬ
7.
03.12.
День неизвестного
солдата
Расширить представления учащихся о
героизме советского народа; раскрыть
величие победы, пробудить чувство
гордости за свой народ и свою армию,
воспитать готовность продолжать
героические дела своих отцов и дедов;
уважительное отношение к старшему
поколению.
ЯНВАРЬ
8.
9.
10.
27.01.
День полного
снятия блокады
Ленинграда
23.02.
День защитников
Отечества
Пробудить в детях чувство сострадания и
гордости за стойкость своего народа в
период блокады Ленинграда и на
протяжении всей Великой Отечественной
войны с помощью подготовки экскурсии
для школьного музея.
ФЕВРАЛЬ
Воспитывать чувство патриотизма;
развивать ловкость и сообразительность.
МАРТ
Месячник медиации - Формировать представления о различных
(проведение
вариантах человеческого общения;
мероприятий,
направленных на
возможность
профилактики и
разрешения
конфликтных ситуаций
с применением
медиативных
технологий)
- способствовать осмыслению конфликтной
ситуации и путей выхода из нее.
- формирование навыков правильного
выхода из конфликтной ситуации.
АПРЕЛЬ
11.
12.
1.
07.04.
Всемирный день
здоровья
09.05.
День Победы
Организационное
Воспитывать бережное отношение к своему
здоровью.
МАЙ
Воспитание у учащихся благодарной
памяти о простых советских людях,
победивших фашизм, чувства гордости за
свою страну. Воспитание честности,
благородства, сострадания. Содействовать
воспитанию патриотизма и любви к своей
«малой» Родине.
«Работа с родителями»
Знакомство родителей с целями и задачами
Сентябрь
2.
1.
2.
3.
4.
родительское
собрание
обучения по данной ДООП, особенностями
организации учебного процесса, режимом
работы и учебным графиком
Индивидуальные
консультации для
родителей
Решение вопросов социального и
педагогического характера
Первичный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
безопасности,
поведению на дорогах
Повторный
инструктаж по ТБ,
правилам
пожарной
безопасности,
поведению на дорогах
Проведение бесед о
здоровом образе
жизни
Проведение бесед по
правилам поведения на
дорогах, в
общественных местах в
летнее время, по
правилам поведения у
водоемов
«Профилактика»
Повышение уровня конструктивного
поведения обучающихся
(по
необходи
мости –
май)
в течение
учебного
года
сентябрь
Повышение уровня конструктивного
поведения обучающихся
январь
Формирование социальной
компетентности
апрель
Повышение уровня конструктивного
поведения обучающихся
май
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения
Дата начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
01
сентября
2025 г.
01
сентября
2024 г.
01
сентября
2023 г.
01
сентября
2022 г.
31 мая
2026 г.
36
36
36
31 мая
2026 г.
36
36
36
31 мая
2026 г.
36
36
36
31 мая
2026 г.
36
36
36
1 раз в
неделю по
1час.
1 раз в
неделю по
1 час.
1 раз в
неделю по
1 час.
1 раз в
неделю по
1 час.
2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы необходим оборудованный кабинет (лаборатория
биологии), светлый просторный для 12 человек, позволяющий организовать не только
деятельность за столами, но и двигательную активность.
Занятия в кабинете чередуются с экскурсиями в природу.
Перечень оборудования учебного кабинета
классная магнитная доска
столы и стулья для обучающихся
шкафы и стеллажи для хранения пособий и учебных материалов
компьютер
проектор
аудио- и видео-источники
иллюстрации животных и растений леса, луга, водоема
фланелеграф
следы животных и птиц
картинки с изображением клювов, лапки птиц.
набор различных семян
лупы
микроскопы
лабораторная посуда: пробирки, стаканчики, стеклянные палочки и др.
весы с разновесами
гербарий растений
коллекция полезных ископаемых
коллекция окаменелостей
лента Времени
наглядные пособия: таблицы, схемы, панно «Водоѐм», «Лес», «Луг», «Пища
травоядных», «Парниковый эффект» и другие
картины, фотографии с пейзажами
карта мира
карта миграций животных и птиц
куб «Сколько насекомых на планете Земля»
набор карточек «Насекомые», «Не насекомые»
куклы и реквизиты для спектаклей
разработки учебных занятий
Интернет-ресурсы
1.nsportal.ru
2.infourok.ru
Кадровое обеспечение
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социальнопедагогической направленности «Игровая экология» реализует талантливый,
эрудированный, творчески работающий педагог, имеющий большой практический опыт
в области работы с детьми, имеющий свою педагогическую систему, в основе которой
лежит личностно-ориентированный подход в обучении, направленный на раскрытие
индивидуальных
способностей
обучающегося,
имеющий
профессиональное
образование. Систематически проходит курсы повышения квалификации
2.3. Формы контроля (аттестации)
Для оценки результативности учебных занятий по программе ежегодно в течение
4 лет применяется начальный, промежуточный и итоговый контроль.
Начальный контроль позволяет выявить имеющиеся знания, отношение ребенка к
окружающему миру с помощью методики Ясина «ЭЗОП».
Промежуточный контроль проводится по итогам изучения разделов. Форма:
тестирование, игровые задания, наблюдение.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года на итоговых занятиях
и мероприятиях. Форма: игровые задания, тестирование с помощью методики «ЭЗОП»,
наблюдение.
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итоговой диагностики учащихся
Уровень освоения программы
№
Фамилия, имя
обучающегося/уровни
освоения
Предметные
результаты
Н
С
В
Метапредметные
результаты
Н
С
В
Личностные
результаты
Н
С
Итоговая
оценка
В
1
2
3
2.4. Методическое обеспечение
Каждое занятие в программе является комплексным. На них применяются
разнообразные приемы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность:
непосредственные наблюдения в окружающей среде;
экскурсии на природу;
поисковая работа на основе иллюстративного и природного материала;
использование психологических текстов при изучении отдельных тем;
использование вспомогательных приемов: музыки, звуков животных и птиц ит.д.;
наглядные пособия и вспомогательные материалы для развития всех чувств
ребенка;
коллективные формы деятельности с целью формирования опыта творческого,
общения и работы в группе.
Особое место в программе занимает игра, как форма экологического образования
и воспитания экологической культуры, основанной на развѐртывании особой игровой
деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к
природе.
Участие обучающихся в игре обеспечивается их добровольностью,
возможностью выбора, элементами соревновательности, удовлетворения потребностей в
самоутверждении, самореализации. С этой целью широко применяются:
игры-задания для развития фантазии и творческих способностей;
игры-задания для пополнения словарного запаса и развития речи;
кукольные и игровые спектакли;
ролевые игры;
игры - моделирование
Развитие у обучающихся отношения к природе осуществляется посредством:
а) метода формирования экологических представлений на личностном контакте и
при знакомстве с народными традициями;
б) метода экологической ассоциации (цепи питания, танец пчелы и т.д.);
в) метода экологической рефлексии (что подумает о тебе тот или иной объект
природы, если ты вмешаешься в его жизнь);
г) метода экологической эмпатии (детям предлагается ощутить себя на месте не
политого растения), что чувствует оно и т.д.
3. Список литературы
Список рекомендуемой литературы для педагога:
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
3. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
4. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
5. Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. Изд. "Детская литература", М., 1974
6. Дмитриев Ю.Д. Тропинка в лесу. Изд. "Малыш", М., 1981.
7. Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
8. Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998 – 56 с.
9. Игры и загадки на уроках природоведения: Методическое пособие / Сост.
А.С.Малыгина. – 2-е издание – СПб.: ЛОИУУ, 1995 – 43 с.
10. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб: СОЮЗ, 1998 – 80 с.
11. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
12. Магазов О.А., Магазова Л.Н. Правила оформления результатов исследовательской
работы по экологии: Методическое пособие. – Москва: Экосистема, 1996 - 17 с.
13. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
14. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
15. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е
изд., испр. и допол. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.
16. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
17. Фарб П. Популярная экология. Изд. "Мир", М., 1971.
18. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 192 с., ил.
19. Шпотова Т.В. Методические рекомендации к программе «Игровая экология», часть 3
(для работы с детьми младшего школьного возраста). – Москва: ИСАР, 1999 – 56 с.
20. Шпотова Т.В. Приложение к программе «Игровая экология», часть 2 (для работы с
детьми младшего школьного возраста). – Обнинск: ЦЭО, 1999 – 32 с.
21. Шпотова Т.В. Приложение к программе «Игровая экология», часть 1 (для работы с
детьми младшего школьного возраста). – Обнинск: ЦЭО, 1999 – 40 с.
22. Шпотова Т.В. Игровая экология. Курс программы для работы с детьми младшего
школьного возраста. – Москва: ИСАР, 1999 – 32 с.
23. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития,
1997
24. ЭкологияРоссии. Хрестоматия - М., 1995.
25. Lingeldach 3. Hand-On Nature. Uermont Ins. of Natural Science, USA 1986.
26. Bowden M. Nature for the very young. WILEY, 1989.
27. Nature Scope: Incredible Insects. 1989.
28. Nature Scope: Trees Are Terrific! 1989.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся:
1. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
2. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
3. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
4. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994
5. Журнал "Муравейник "
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по программе «Игровая экология»
1 год обучения
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма контроля
Сентябрь
Мой дом – планета Земля
Учебное
Учебное
Экскурсия
1
1
1
Мы жители Земли
Я и время
Экскурсия «Среда
обитания»
4
5
Учебное
Экскурсия
1
1
6
7
Учебное
Экскурсия
1
1
Биоценоз леса
Экскурсия
«Биоценоз леса»
Биоценоз луга
Экскурсия
«Биоценоз луга»
8
9
Учебное
Экскурсия
1
1
10
Практическое
1
11
Живые организмы и окружающая среда
Учебное
1
Круговорот воды в
природе
12
Учебное
1
У природы зимой
нет тайн. Следы
13
Экскурсия
1
14
15
Учебное
1
1
Экскурсия
«Животные зимой»
Уют в снегу
Зимние ветки
16
Экскурсия
1
17
Учебное
1
18
Учебное
1
Где и как зимуют
насекомые. Часть 1
19
Учебное
1
Где и как зимуют
насекомые. Часть 2
1
2
3
Опрос
Тест
Наблюдение
Октябрь
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Ноябрь
Биоценоз водоѐма
Экскурсия
«Биоценоз
водоѐма»
Урок-итог
«Биоценозы»
Наблюдение
Решение
проблемных
задач
Решение
проблемных
задач
Решение
проблемных
задач
Декабрь
Экскурсия «Зимний
лес»
Знакомьтесь: ель
Наблюдение
Тест
Анкетирование,
практическая
работа
Наблюдение
Опрос
Январь
Решение
проблемных
задач
Решение
проблемных
задач
Учебное
20
1
Уши, носы, зубы
Опрос
Февраль
Учебное
Учебное
21
22
23
24
1
Клювы, ноги, перья
1
Колючки и угрозы
Экосистема леса. Этажи леса
1
Знакомство с
Деревом
1
Этажи леса
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Март
Экскурсия
25
1
26
1
27
Экскурсия
28
Учебное
Экскурсия «Этажи
леса»
Цветы
Экскурсия
«Первоцветы»
Экосистема почвы
1
Что такое почва?
1
Наблюдение
Опрос,
наблюдение
Наблюдение
Практическая
работа
Апрель
Практическое
29
30
31
32
Как происходит
почвообразование
Экскурсия
1
Экскурсия «Типы
почв»
Ритмы и циклы в природе
Практическое
1
Из жизни семян
Экскурсия
1
Экскурсия «Ритмы
и циклы»
Опрос
Учебное
Опрос
1
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Май
34
1
Ритмы и циклы
Итоговая аттестация обучающихся
Комбинированное
1
День Земли
35
Конкурс
1
36
Комбинированное
1
ИТОГО:
36
33
Экологический
капустник
Итоговое занятие
«В гости к матушке
Природе»
Решение
проблемных
задач
Соревнования,
конкурсы
Игры-тренинги,
практическая
работа
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по программе «Игровая экология»
2 год обучения
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
контроля
Сентябрь
1
Экскурсия
Строение Земли
1
Экскурсия «Я и мир
Наблюдение
2
Учебное
1
3
Учебное
1
4
Учебное
1
5
Учебное
1
6
7
8
Учебное
Учебное
Экскурсия
1
1
1
Экскурсия
1
вокруг меня»
Как устроена
планета Земля
Земля гудит, дрожит
и брызгается
Малахитовая
шкатулка или что
такое минералы
Опрос
Опрос
Опрос,
наблюдение
Октябрь
Породы и
породообразующие
факторы
Рельеф земли
Земля и Время
Экскурсия «Мир
камня»
Опрос,
практическая
работа
Опрос
Наблюдение
Ноябрь
Экскурсия
«Прошлое Земли у
нас под ногами»
Комбинированное
1
Итоговое занятие
«Как устроена
планета Земля
Экосистема водоѐма
Практическое
1
Вода – живой
организм
Учебное
1
Водные биоценозы
Наблюдение
13
Учебное
1
Опрос, тест
14
Учебное
1
15
Учебное
1
16
Экскурсия
1
Приспособления
живых организмов к
жизни в воде
Зоны обитания в
водоеме
Жизненные циклы в
водоеме
Экскурсия
«Обитатели
аквариума»
17
Комбинированное
1
18
Учебное
1
Соревнования,
конкурсы
Опрос
19
Учебное
1
Акция «Волшебница
вода»
Место обитания родной дом
Миграции животных
20
Экскурсия
1
9
10
11
12
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
Декабрь
Опрос
Опрос
Наблюдение
Январь
Февраль
Экскурсия «Место
обитания – родной
дом»
Решение
проблемных
задач
Наблюдение
Экскурсия
Экскурсия
«Животные уголка
живой природы»
Экосистема леса. Сеть пищевых отношений
Учебное
1
Дерево рождается,
живѐт и умирает
Учебное
1
Для чего дереву
нужны листья?
Экскурсия
1
Экскурсия «Зимние
деревья»
Наблюдение
25
26
Учебное
Учебное
1
1
Опрос
Тест
27
Учебное
1
28
Экскурсия
1
21
22
23
24
1
Опрос
Опрос
Наблюдение
Март
Паутина пауков
Что делают в лесу
птицы
Сеть трофических
отношений в
природе
Экскурсия
«Трофические
отношения»
Опрос
Наблюдение
Апрель
29
Учебное
30
31
Учебное
Экскурсия
32
Учебное
Экосистема почвы
1
Зачем дереву нужна
почва
1
Животные и почва
1
Экскурсия «Почва –
сложная
экосистема»
Рождение новой жизни
1
Весна время свадеб
и песен в природе
Опрос
Опрос
Наблюдение
Опрос
Май
33
34
35
36
Учебное
Продолжение рода –
один из инстинктов
Учебное
1
Росток, цветок,
семечка
Экскурсия
1
Экскурсия
«Рождение новой
жизни»
Итоговая аттестация обучающихся
Конкурс
1
Экологический
капустник с
родителями
1
Итого:36
Опрос
Опрос
Наблюдение
Соревнования
конкурсы
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование по программе «Игровая экология»
3 год обучения
№
Месяц
Неделя
Форма занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
контроля
Сентябрь
Биосфера
1
1
Учебное
2
Учебное
1
3
Учебное
1
4
Учебное
1
5
Экскурсия
1
6
Учебное
1
7
Экскурсия
1
8
Учебное
1
9
Учебное
1
10
Экскурсия
1
11
Учебное
1
12
Экскурсия
1
13
Учебное
1
14
Учебное
1
15
Экскурсия
1
Распространение
жизни на Земле
Экскурсия
«Распространение
жизни на Земле»
Границы
распространения
жизни
Строение
биосферы
Опрос
Экскурсия «Сферы
Земли»
Оптимальные
условия жизни
организмов
Экскурсия
«Оптимальные
условия жизни»
Эволюция:
приспособления
живых организмов
к жизни на Земле
Наблюдение
Сколько экосистем
в биосфере
Экскурсия
«Многообразие
экосистем»
Круговороты
веществ в Природе
Экскурсия
«Круговороты»
Опрос
Трофические
отношения в
Природе
Взаимоотношения
организмов и
компонентов
неживой природы
Экскурсия
Опрос
Наблюдение
Опрос
Опрос
Октябрь
Опрос
Наблюдение
Опрос
Ноябрь
Наблюдение
Самоанализ
Наблюдение
Декабрь
Опрос
Наблюдение
Комбинированное
16
1
«Взаимоотношения
в природе»
Урок - итог по теме
«Биосфера»
Практическая
работа
Январь
Человек – сын Природы
1
Биоразнообразие
на Земле
17
Учебное
18
Учебное
1
19
Экскурсия
1
20
Учебное
1
21
Учебное
1
22
Учебное
1
23
Экскурсия
1
24
Учебное
1
25
Комбинированное
1
26
Экскурсия
1
27
Учебное
1
28
Комбинированное
1
29
Комбинированное
1
30
Учебное
1
31
Учебное
1
Опрос
Человек – сын
Природы. Часть 1
Экскурсия «Среда
обитания и условия
существования
человека»
Человек – сын
Природы. Часть 2
Опрос
Человек – сын
Природы. Часть 3
Основной
преобразующий
фактор Природы
Экскурсия «Место
обитания,
преобразованное
человеком»
Природа как
природный ресурс.
Часть 1
Опрос
Природа как
природный ресурс.
Часть 2
Экскурсия
«Природа как
природный ресурс»
Потребности
человека. Часть 1
Международный
День Воды (игра по
станциям)
Опрос
Наблюдение
Опрос
Февраль
Опрос
Наблюдение
Опрос
Март
Наблюдение
Опрос
Конкурсы,
соревнования
АПРЕЛЬ
Потребности
Опрос
человека. Часть 2
Потребности
Опрос
человека и
нарушение связей в
природе
Экологическая
Опрос
проблема как
нарушение связей в
32
Экскурсия
1
Учебное
1
Природе
Экскурсия
«Экологические
проблемы города»
Наблюдение
Май
35
Человек и
экологические
проблемы
(итоговое занятие)
Итоговая аттестация обучающихся
Экскурсия
1
Экскурсия по
экологической
тропе
Практическое
1
День Земли
36
Комбинированное
33
34
1
Итоговое занятие
по теме «Человек и
биосфера»
Опрос,
ролевые игры
Наблюдение
Решение
проблемных
задач
Практическая
работа
Итого:36
Приложение 4
Календарно-тематическое планирование по программе «Игровая экология»
4 год обучения
№
Месяц
Неде
ля
Форма
занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
контроля
Сентябрь
Человек и экологические проблемы
Экскурсия
1
Экскурсия «Связи
в природе»
Экскурсия
1
Экскурсия
«Нарушенные
связи в природе»
1
Классификация
экологических
проблем
1
Загрязнение. Что
это такое?
1
2
3
4
Наблюдение
Наблюдение
Ролевые игры
Опрос
Октябрь
5
Учебное
6
Экскурсия
Загрязнение и мусор
1
Мусор – большая
экологическая
проблема
1
Экскурсия
«Состав
городского
мусора»
Опрос
Наблюдение
Учебное
Учебное
1
1
По уши в мусоре
Пути решения
проблемы мусора
Опрос
Практическая
работа
9
Учебное
1
Практическая
работа
10
Комбиниро
ванное
1
11
Комбиниро
ванное
1
12
Комбиниро
ванное
1
Разнообразие
загрязняющих
веществ в
городской среде
Пр.раб. «Подсчет
автотранспорта на
улицах города»
Обсуждение
результатов
подсчета
автотранспорта
Вредное влияние
свалок мусора,
утечек на связи в
природе
Практическ
ое
1
Практическая
работа
16
Пр.раб. «Подсчет
свалок в
окрестностях
города»
Практическ
1
Обсуждение и
ое
оформление
результатов
подсчета
Учебное
1
Мусор – наше
богатство
Загрязнение атмосферы
Учебное
1
Кислотные дожди
17
Учебное
1
Парниковый
эффект
18
19
Учебное
Учебное
1
1
Озоновые дыры
Звук
20
Учебное
1
21
Комбиниро
ванное
1
Шумовое
загрязнение
Итоговое занятие
по проблеме
«Загрязнение»
7
8
Ноябрь
Практическая
работа
Самоанализ
Опрос, ролевая
игра
Декабрь
13
14
15
Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Опрос
Январь
Опрос
Опрос,
наблюдение
Практическая
работа
Решение
проблемных
вопросов
Февраль
22
23
Сокращение биоразнообразия на планете Земля
Учебное
1
Что такое
биоразнообразие?
Учебное
1
Сокращение
зеленых
территорий.
Вырубка лесов
Опрос
Опрос
Сокращение
численности
животных в связи
с вырубкой лесов
Трудности
миграции
животных
Опрос
Охрана природы в
Карелии.
Экскурсия
1
Экскурсия
«Первоцветы.
Цепочка жизни»
Учебное
Экологическое
ассорти
Загрязнение воды и почвы
Учебное
1
Загрязнение воды
и почвы
Опрос
30
Экскурсия
1
Наблюдение
31
Учебное
1
32
Учебное
1
33
Учебное
1
242
5
Учебное
1
Учебное
1
Учебное
1
Опрос
Март
26
27
28
29
Наблюдение
Опрос
Опрос
Апрель
Экскурсия
«Асфальтированн
ая земля»
Причина
деградации почв
Как я
распоряжусь
землей
Животные и
растения индикаторы
чистоты воды и
почвы
Опрос
Опрос
Практическая
работа
Май
34
35
36
Глобальность экологических проблем
Учебное
1
Глобальность
экологических
пробле
Учебное
1
Совет Всех
Существ
Комбиниро
1
День земли
ванное
Итого:36
Опрос
Опрос
Практическая
работа